|
|
|
|
||||||||
|
|||||||||
Уже четвертый год вечером 29 июня, в Международный день промышленного дизайна, на главной сцене проекта "Дни промдизайна в Сколково" встречаются резиденты российской долины инноваций и молодые дизайнеры, готовые изменить облик их продукта и помочь вывести разработку на национальный и международный рынок. Для этого у проекта существует специальный формат - дизайн-хакатон, во время которого в течение 4 дней команды соревнуются за право продолжить сотрудничество с заказчиком и реализовать свой проект. В этом году на хакатон было подано рекордное число заявок: в 6 номинациях выступала 31 команда, в общей сложности - 115 начинающих дизайнеров, студентов и недавних выпускников лучших ВУЗов столицы.
Наибольшее количество участников - 10 команд - соревновалось
в номинации "СНОУБАЙК": задачей было разработать серийную
версию сборного скутера "Снежик", по ценовым характеристикам
подходящую для массового сегмента рынка, и спроектировать футуристический
дизайн с использованием пластикового обвеса. Проанализировав рынок и
существующие аналоги, дизайнеры активно экспериментировали с конструкцией
опор, оптимизировали защиту от погодных условий, уделили особое внимание
объему багажника и транспортировке запасного аккумулятора. Большинство
предложенных вариантов подходили не только для персонального использования,
но и для коммерции и шеринга. Заказчики выбрали двух победителей: команда
D&Y, плотно общавшаяся с мото-коммьюнити в процессе разработки,
предложила технологичный и пуристический облик, заменив багажник на
подставку для транспортировки грузов, а выбор команды "Паречин
Макеев Склокин", сумевшей за ограниченное время создать не только
визуализацию, но и полноценный макет, был сделан в пользу упрощения
рамы и смягчения посадки за счет переноса крепления кресла. Отзывы участников:
Architime: Как грамотно собрать команду для участия
в хакатоне? Какими навыками необходимо обладать, чтобы обратить на себя
внимание стартапов? МР: Команду следует подбирать по личным качествам и навыкам
участников. Количество тоже важно: оптимально иметь от трех до семи
участников. Капитан команды должен сплотить вокруг себя людей с необходимыми
компетенциями и минимизировать их дублирование. Один-два человека, способные
представлять позицию всей команды, должны взять на себя общение с заказчиком.
Коммуникационная функция может даже быть единственной для этих членов
команды – главное, чтобы они с ней хорошо справлялись. То же касается
и остальных. АЯ: Что предстоит сделать командам за эти четыре дня? Придумать,
нарисовать концепт-арт, возможно, построить модель, возможно, попробовать
прототипирование и совершенно точно – сверстать классную презентацию
и уверенно выступить перед публикой. Надо, чтобы на каждую задачу нашелся
хотя бы один компетентный игрок. Важно также умение планировать и слаженно
работать: не тянуть одеяло на себя, не ссориться – на это нет времени.
Коммуникация с клиентом – суперсила. Хорошо сделать дизайн-проект, не общаясь с заказчиком, нереально. Умение выяснить, что на самом деле хочет заказчик – это мощный способ обратить на себя внимание. Люди в стартапах, как правило, имеют видение своего продукта, но не могут его визуализировать. Сумеешь превратить сказку стартапера в картинку – он твой. Поймешь, чего он хочет и придумаешь, как это улучшить – он твой. Стартаперы свои идеи нянчат, как детей; быть к ним внимательным – простой и понятный способ установить контакт.
Architime: Как найти "своего" клиента? Может ли начинающий специалист проложить себе дорогу через дизайн-хакатон? АЯ: Искать. Лишь один из десяти клиентов согласится работать
в нормальном режиме, и только один из десяти согласившихся сможет. Надо
не спугнуть этого «одного из ста» – и стараться работать с остальными
девяносто девятью, как работал бы с идеальным и пока не встреченным.
Дизайн-хакатон – место очень дружелюбное. Здесь надо не стремиться в
светлую даль, а обзаводиться контактами. Может, и клиент мечты найдется.
МР: Хакатон – отличный шанс проявить себя, оценить свой уровень
в сравнении с другими специалистами. Это не только заряд творческой
энергии, но и реальная возможность профессионального роста, особенно
в том случае, если удастся добиться стажировки у компании-заказчика
или даже потенциального трудоустройства. Дизайн-хакатон является отправной
точкой: именно тут вы можете на деле продемонстрировать заказчику то,
что умеете, к тому же на примере интересующей его темы. Можно сказать,
идеальные условия! Architime: Чего сегодня хочет заказчик промышленного дизайна и для чего ему нужен дизайн? МР: Хоть в последнее время и наблюдается тенденция
понимать дизайн как комплексный подход к созданию продукта, заказчик
в основе своей все еще видит дизайн как красивую обертку – и, соответственно,
воспринимает дизайнера как упаковщика. АЯ: Заказчик (по крайней мере отечественный) чаще всего сам не знает, чего хочет. Далеко не всякий считает, что дизайн в принципе нужен. Но те, кто обращаются к дизайнерам, как правило, понимают, что дизайн необходим для повышения продаваемости продукта, получения конкурентных преимуществ. Для хайпа, в конце концов. В каждом конкретном случае приходится разбираться, за чем пришел к тебе клиент. И заказчики в рамках хакатона – тому подтверждение: вся палитра запросов в наличии.
Architime: Способен ли дизайнер распознать и решить проблемы, затрудняющие вывод продукта в производство? АЯ: Должен. Исследовательская часть работы дизайнера фокусируется
не только на потребительских запросах, но и на возможностях производства.
Он не обязан сам быть технологом, но должен уметь внимательно выслушать
и технолога, и маркетолога, и всех, кто захочет высказаться, если того
требует реализация проекта. МР: Роль дизайнера во многом заключается в том, чтобы видеть
будущий продукт со всех сторон и сохранять баланс между всеми его составляющими:
технологией производства, стоимостью, потребностями клиента, функциональностью.
Проблемы возникают из-за дисбаланса – следовательно, только дизайнеру
и будет под силу увидеть их и устранить. Architime: Понимают ли клиенты ценность дизайн-составляющей и принципы ее монетизации? В чем преимущества продукта, опережающего конкурентов? АЯ: Кто-то да, кто-то нет. Представления о том, что
дизайн – это баловство, и фраза "У нас на дизайн нет денег"
достаточно часто встречаются в реальной ситуации. Другие по-прежнему
считают, что дизайн – своего рода волшебная палочка: делай красиво –
и продашь что угодно. Вменяемые клиенты пока редкость. К таким относится,
например, "Сбербанк", выступавший в качестве заказчика на
хакатоне проекта "Дни промдизайна в Сколково"–2018. Опережать конкурентов тоже не всегда выгодно. Быть впереди, разумеется,
помогает быть заметным и давать потребителю что-то, чего нет у других.
Такой продукт купят. Но если слишком далеко уйти от мейнстрима, можно
не найти клиента. Крупные компании это понимают: концепты на далекую
перспективу и дизайн текущей продукции там, как правило, делают разные
команды. Если стартап слишком инновационный, очень футуристичный – надо
быть готовым к нереализованному проекту. Зато хорошая страничка ляжет
в портфолио. МР: Сегодняшние заказчики, особенно молодые прогрессивные стартапы и те, кто успел ощутить на себе последствия вывода на конкурентный рынок недоработанного продукта, понимает роль дизайна в коммерческом успехе и имидже компании в целом. Поэтому они готовы вкладывать средства в качественный дизайн – они знают, что это обернется сторицей.
Architime: В чем практическая польза хакатона для молодого
специалиста? Как сохранить и активизировать приобретенные связи? МР: Участие в хакатоне – это бесценный опыт работы
в команде, это обмен знаниями и новые профессиональные знакомства на
разных уровнях. Живое общение дает гораздо более полное понимание того,
чем живут стартапы и дизайн-сообщество, и помогает осознать свое место
в нем. Сохраняйте связи, делитесь своим опытом – и, уверяю вас, вы получите
намного больше, чем отдадите. АЯ: Хакатон позволяет обрести полезный опыт работы под нагрузкой
и дает шанс обрасти новыми контактами. Чтобы их сохранить, надо общаться
– по делу и просто по-человечески. Банально звучит, но хорошо работает.
Год без переписки – считай, что контакта нет. Architime: Алексей, Михаил, могли бы вы на основании вашего тьюторского опыта дать несколько советов участникам? МР: Выберите понятную и интересную тему. Убедитесь,
что правильно понимаете задачу, пообщавшись с заказчиком. Вместе сформулируйте
образ результата и зафиксируйте его. Работайте спринтами, чаще прототипируйте,
проверяйте и получайте фидбэк от заказчика, чтобы у вас было время внести
правки и довести решение до той стадии, которая удовлетворила бы все
стороны. АЯ: Распределяйте время и следите за временем. Умейте договориться на берегу. Поработайте с заказчиком до начала хакатона, сделайте всю исследовательскую работу заранее. Оставьте запас на хорошую презентацию. И напечатайте визитки – они пригодятся в общении! |
|||||||||
|
|
Подписка |
||||||||||||
|
|
|||
|
|||