|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
"В этом году один из самых популярных фестивалей АРХ Москва посвящен синтезу старого и нового в городской среде. Большинство тем так или иначе созвучны постоянному диалогу архитектора с городом, поиску равновесия, при котором мы можем сохранять исторические города и возводить суперсовременные кварталы, следовать новым идеям и трендам, не теряя идентичности и не копируя вслепую чуждые российскому зодчеству примеры", сказал о выставке Президент Союза архитекторов России Николай Шумаков. Именно поэтому структура экспозиции и была выстроена подобно городскому пространству, которое, по мнению куратора фестиваля, архитектора Ильи Мукосея, является наилучшей моделью для архитектурной выставки.
Город АРХ Москвы NEXT! расположился на двух этажах ЦВЗ "Манеж". На -2 уровне разместились две зоны для семинаров, стенды архитектурных школ и детских архитектурных студий, экспозиция международного выставочного проекта CONNECT TO BAUHAUS, посвященного столетнему юбилею самой знаменитой архитектурной школы XX века (статья о Баухуаз). Но наиболее масштабно здесь была представлена вторая международная выставка товаров и услуг для дизайна и декора интерьеров FOLLOW DESIGN 2019.
На первом этаже, помимо лектория и конференц-зала, расположились экспозиции основных разделов выставки: "Архитектура", "Девелопмент", "Экстерьерные и интерьерные решения", "Детали", "Специальные проекты".
За пять дней работы выставки улицы этого города посетили почти 30 тысяч человек. Как и в любом крупном городе, здесь можно было услышать самые разные языки мира, ведь 250 компаний-участниц представляли 19 стран: государства ЕС, Японию, Китай, США, Россию и Украину.
Помимо широкой и разнообразной экспозиции, АРХ Москва славится и своей насыщенной деловой программой. В этом году в ее рамках состоялось 108 мероприятий. Как всегда, тон деловой программы задал "Завтрак архитектора и девелопера", темой которого стала "Современная российская архитектура на международной арене". Главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов отметил, что объективная оценка архитектуры страны невозможна без учета мнения зарубежного профессионального сообщества. Тренд по популяризации архитектуры, который Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы задает на протяжении нескольких последних лет, важно развивать не только внутри страны, но и на международной арене.
Среди наиболее действенных инструментов для такого развития были названы: работа российских архитекторов в международных коллаборациях, приглашение иностранных специалистов в Россию и участие наших соотечественников в крупных мировых конкурсах, таких как World Architecture Festival. В этом году, как и годом ранее, наша страна будет представлена на WAF широким списком проектов, один из которых Центр художественной гимнастики в "Лужниках" уже стал широко известен во всем мире, попав на обложку новой версии популярной программы для проектирования ARHICAD 23. Еще одним важным мероприятием деловой программы АРХ Москвы NEXT! стало обсуждение новых форматов жилой недвижимости. Ведущие девелоперы, архитекторы и другие представители рынка недвижимости сошлись на том, что одна из главных отличительных черт жилья нового формата баланс личных и общественных пространств, ведь современным людям важна концептуальность жилья и его удобное расположение, позволяющее быть мобильным и находиться в центре событий. Продуктом, удовлетворяющим такой запрос, могут стать коливинги, уже очень популярные в США и Европе. Коливинги пространства, соединяющие в себе разные функции: рабочую, жилую и коммуникативную. В них большое значение приобретают общественные пространства, куда выносятся сервисные и развлекательные функции. Гибкие общественные пространства будут способствовать частым встречам жильцов и общению между ними. Но как сделать его максимально комфортным? Для этого уже разработана специальная социальная сеть InTribe.me, с помощью которой можно формировать осознанное соседство, находить не только комфортное жилье, но и соседей, близких по духу. Что же касается баланса между старым и новым, то в этом контексте нельзя не отметить техническую конференцию "Современные окна для исторической застройки и объектов культурного наследия", ведь проблема сохранения исторических зданий актуальна во всем мире уже много лет. В рамках мероприятия сотрудники компаний ВЕКА Рус и SIEGENIA GRUPPE рассказали о возможностях современных оконных систем при реставрации памятников архитектуры и приспособлении их к современному использованию. Речь шла не только о современных материалах и фурнитуре, но и об информационном моделировании объектов реставрации, лазерном сканировании и высокоточном копировании исторических заполнителей. Одним из значимых мероприятий стал конкурс одного дня
ONE DAY DESIGN CHALLENGE, организованный специально для молодых
дизайнеров всемирно известным брендом Roca
производителем товаров для ванных комнат. В этом году участникам было
предложено создать смеситель, который будет не только эстетически
привлекательным, но и предельно устойчивым и функциональным
обязательным условием было наличие в конкурсной модели встроенной
системы очистки воды.
Интернет и социальные сети настолько прочно вошли в нашу жизнь, что не учитывать этот факт невозможно. Поэтому многие компании стараются сделать свои стенды прежде всего фотогеничными и интересными широкой публике, ведь популяризация архитектуры невозможна без продвижения ее в Instagram и других социальных сетях. Какие же стенды привлекли наибольшее внимание публики? Лучшей экспозицией по итогам АРХ Москвы 2019 был признан стенд Москомархитектуры, посвященный теме метро в городском пространстве. Девять инсталляций, рассказывающих истории девяти недавно открытых станций московского метрополитена, объединились в лаундж-зону для посетителей выставки под названием "Место встречи". Дизайн создавался командой Buromoscow совместно со студентами ведущих архитектурных вузов. Концепция каждой инсталляции разрабатывалась в формате воркшопов. А куратором экспозиции выступил Серегей Кузнецов. В основу каждой из девяти композиций лег характерный для той или иной станции архитектурный образ: гигантская рыба, обитающая в "Нагатинском затоне", арка солнечных лучей из "Солнцево", гигантский шар с "Шереметьевской" и другие архитектурные реминисценции были выполнены в белом цвете и напоминали масштабные макеты.
Лучшей специальной экспозицией стал арт-объект "Баланс", созданный MAD Architects совместно с архитектурными бюро Megabudka и IQ. Масштабная башня причудливой формы, возведенная из картонных коробок, была одной из самых "инстаграммных" зон выставки. По словам руководителя бюро MAD Architects Марии Николаевой, такого внимания проекту удалось достичь за счет того, что здесь в пространственной форме выражены сложные и актуальные вопросы современности: вторичное использование ресурсов, движение от накопительства материальных ценностей к коллекционированию впечатлений, а также сочетание монументальности и временности.
Одно из центральных мест экспозиции занимал стенд Калужской области почетного гостя АРХ Москвы 2019. Этот уникальный арт-объект, собранный вручную из 15 тысяч деревянных брусков, представлял собой ротонду, по окружности которой были спроектированы высокие арки. Внутри ротонды на специальных экранах транслировалась мультимедийная панорама города. Стенд, разработанный Центром компетенций по архитектуре "Толк", стал не только эстетическим украшением выставки, но и важной площадкой для мероприятий деловой программы, за что и был удостоен звания Лучшего общественного пространства АРХ Москвы. Здесь проходили различные дискуссии, круглые столы, презентации и лекции, в том числе выступление Архитектора года Тотана Кузембаева "Разрез архитектора".
Арт-объект, созданный для выставки Тотаном Кузенбаевым, также находился в центральной части экспозиции и представлял собой деревянный зиккурат. в основу которого была заложена форма квадрата, а внутри деревянной конструкции находилась круглая юрта.
В этом году многие архитекторы выбрали основным материалом для своих стендов именно древесину. Вот как это объясняет архитектор, профессор MAAM, Мария Романова: "Клееные деревянные конструкции любого масштаба и проекты с их применением переживают настоящий период ренессанса. И не только в России. Выставка АРХ МОСКВА с обилием дерева на стендах это продемонстрировала. Чему, как не дереву, стать основным материалом для новых и загородных и городских проектов? Мой стратегический проектный партнер компания "Русь", хорошо известная как производитель БКДК, предложил мне разработать для них масштабируемую форму-символ, которая могла бы не только лечь в основу малых архитектурных форм, но и составить архитектурную каркасную основу из деревянных клееных конструкций для более масштабной архитектуры. Задача была интересная. Эта форма была найдена и должна была стоять большой аркой на стенде. Материал дал мне возможность поработать с культурными кодами, архитектурным наследием, когнитивными символами и смыслами. В основу композиции легла позиция рук, сложенных "домиком" когнитивный символ поиска общего языка и смыслов. Она отсылает зрителя и к позе "Дерево" в йоге символу Баланса и Устойчивости, таких характерных терминов для архитектуры. А в русской традиции сложенные руки мольба, прощение, обращение. Именно этот посыл стал главным, так как связывает нас с истоками с русскими деревянными храмами. Условия не позволили реализовать форму на выставке, она была представлена на стенде эскизным проектом. Но мы нашли интересных ход. Стойку и лавку стенда в форме сегмента амфитеатра сложили из распиленных 25-метровых радиусных конструкций разной толщины. А стена стенда была оформлена для диалога с нашими партнерами и коллегами, которые работают с Калужской областью. Части тонких радиусных балок прикрепили как меридианы на карте области от 34 до 37 градуса. Это долгота Калужской области". Стенд компании "Русь", созданный Марией Романовой
Конечно, древесина была далеко не единственным традиционным материалом, представленным на выставке. Специальная экспозиция Tile of Spain объединила 13 испанских компаний-производителей керамических покрытий перспективного многофункционального материала, который отвечает самым высоким требованиям и стандартам. В этом году, в рамках Tile of Spain, были представлены самые актуальные и инновационные предложения рынка керамики. Здесь можно было увидеть плитку нестандартных форм, оригинальной текстуры, узнать, как испанским производителям удается изготовлять отделочные керамические материалы с абсолютно любым принтом.
Традиционно на АРХ Москве выбираются и награждаются лучшие стенды и проекты. Определяет их авторитетное жюри, собранное организатором выставки из главных редакторов ведущих профильных изданий. Главный редактор портала ARCHITIME.RU Мария Малицкая уже не первый год принимает участие в работе профессионального жюри, определяющего лучших участников АРХ Москвы NEXT. Назовем имена некоторых победителей этого года. "Вершиной АРХ Москвы" была признана экспозиция, созданная Тотаном Кузембаевым. "Лучшим кураторским проектом" назван АРХ Каталог, участники которого создали яркие, самобытные инсталляции, раскрывающие тему синтеза старого и нового. Куратором АРХ Каталога был Илья Мукосей.
Лучшая инсталляция экспозиции "Турция NEW PUBLICS" общественное пространство в виде деревянного ковра-самолета, "сотканное" Сергеем Чобаном и Александрой Шейнер.
Полный список всех лучших участников АРХ Москвы 2019
можно найти на сайте
выставки. Статья подготовлена Олегом Сочалиным |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
Подписка |
||||||||||||
|
|
|||
|
|||