|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
BIF 2019 состоялся в год Театра в России, и его драматургия вполне соответствовала принципам, сформулированным представителями театрального искусства. По определению Станиславского, театр – это искусство отражать. И экспозиция Best Interior Festival, очень четко отразила основные тренды интерьерного дизайна. Сегодня постепенно стирается граница между интерьером и экстерьером, проект все чаще рассматривается как целостное, единое пространство, особенно, если это касается загородных домов, общественных пространств. Также возрастает спрос на оригинальные, не типовые проекты. Дело в том, что несмотря на свою материальность, интерьерное решение ценится за общую атмосферу, настроение, внутреннюю философию и концептуальность. И заказчики постепенно приходят к пониманию этого. Что касается стилевых решений инсталляций на BIF, то их характеристики в большей мере зависели от личного вкуса авторов, от понимания ими интерьерного жанра как искусства перевоплощения пространства. Созданные авторские интерьерные концепции были наполнены личными смыслами и художественными метафорами. Если трендами также считать высокую культуру и хороший вкус автора, индивидуальность решений и их отличие от каких-либо известных стилистических клише, то они требуют от архитекторов и дизайнеров умения преодолевать стереотипы мышления и условности восприятия, преодолевать личное эго и личные страхи, принимать нестандартные решения и не бояться экспериментов. Неудивительно, что одним из лейтмотивов BIF 2019 стал именно философский термин "преодоление". Его, как эстафетную палочку, организаторам передали кураторы BIF 2018 – Татьяна Осецкая и Александр Салов (архитектурное бюро ARCHSLON). Вот как комментирует выставочную фестивальную программу BIF 2019 её куратор, архитектор Мария Романова: "Мы получили тот результат, к которому стремились. Бессмысленно для новой выставки идти по пути создания стилистически выверенных и трендовых интерьерных композиций. Всё, что вам нужно знать про красивые интерьеры, можно увидеть в безупречных пространствах интерьерных салонов, в публикациях глянцевых журналов и почерпнуть на сотнях интернет-порталов. Что нас действительно цепляет в новых представленных проектах и публикациях? Только драматургия в архитектуре и интерьерах как интрига, как волнующее и наполненное тайной, смыслом, эмоциями, заставляющее сопереживать все характеристики пространства. Для этого нужны личность автора, его широкий кругозор, культура, вкус вместе с опытом и образованием. Для этого нужно, чтобы в интерьере поселились авторские предметы и искусство. Для этого не нужно следовать трендам, не обязательно нужны брендовые изделия. Для этого нужно сценарное действие, и, если истории нет, ее нужно придумать. Для этого нужны свобода и движение, различные точки фокусировки, различные сценарии света; необходимо чтобы автор дирижировал сценографией пространства. Мы просили наших авторов привести зоны в действие, движение, интерактивную игру всем инструментарием, известным современному архитектору. Интересно то, что инструменты были выбраны авторами очень индивидуально, – какова философская личность автора, – таков был и результат. Стенд, зажатый тремя сторонами стен, никогда не даст сформироваться архитектуре интерьера как пространству. А декорирование не является инструментом его формирования. Исторический контекст помещений Центрального Дома Архитектора стал идеальным материалом, в котором созданные открытые сценографии переносили зрителя в иные миры и реальности. Интерьерное искусство – это искусство перевоплощения пространства, и тот факт, что многие наши гости даже не узнали большинство помещений – самый лучший отзыв и результат проделанной нами работы".
За четыре дня работы фестиваля ЦДА посетили более 25 тысяч человек. Такой интерес публики во многом был вызван оригинальной экспозицией. Не каждый день строгие интерьеры здания оживают благодаря современным интерьерным инсталляциям, удивительно органично вписывающимся в контекст. А как справедливо полагал Генрих Манн, действие без декораций невозможно, так как история теряет опору, если исчезает подходящая обстановка. Общая сценография фестиваля выглядела следующим образом. "Актуальный театр интерьера расположился в Большом фойе, ресторане "Архитектор", Большом концертном зале и Белых гостиных. В неоготической исторической части особняка Лемана (архитектор Эрихсон) расположился раздел ART BIF, где было представлено не только современное, но и классическое искусство, а также авторские предметы дизайна и иные арт-объекты. Часть из них дополняла интерьеры залов с авторскими инсталляциями.
Так почему же экспозиция вызвала такой неподдельный интерес у зрителей? Для чего вообще публика приходит в театр, будь это оперный зал или "Актуальный театр интерьера"? Писатель и драматург Александр Островский так отвечал на этот вопрос: "Публика ходит в театр смотреть хорошее исполнение, а саму пьесу можно и прочесть". Исполнение интерьерных инсталляций, созданных в рамках BIF 2019, действительно завораживало. Каждый проект представлял собой авторскую интерпретацию одной из заданных тем: "Дом как личный мир", "Движение, путешествие, азарт", "Диалог мужчин и женщин архитекторов" и "Любовь как действие. Тема личных границ, преодоления личного ЭГО". Все инсталляции отличались яркой индивидуальностью и в то же время, собранные вместе как частички пазла, складывались в единую картину. Борис Уборевич-Боровский создал современную интерпретацию гостиной в духе модернизма, где культовые предметы мебели сочетались с современными материалами. Николай Лызлов в своей инсталляции пофантазировал на тему недалекого прошлого и воссоздал ностальгическую атмосферу интерьеров советских времен. Сергей Эстрин воплотил диалог мужчины и женщины в легкие и загадочные 3D-печатные формы. А Станислав Кулиш и Анна Карпова выразили единство противоположностей как контраст и одновременно баланс между физическими свойствами материалов, формирующих пространство интерьера.
Инсталляции на тему любви в основном были интерактивными и вовлекали зрителя в игру с пространством, позволяющую взглянуть на интерьер по-новому. Мария Серебряная создала лабиринт, символизирующий преодоление препятствий и стереотипов на пути к истинному свободному творчеству.
Из комнаты, созданной Александрой и Олегом Клодт, звучали стихи в исполнении актеров, а зрители могли не только просто наблюдать за этим, но делиться своими стихотворениями на цифровой панели отзывов или оставить на стенде рисунок на бумаге.
А инсталляция Ивана Сельвинского и Екатерины Вязьминовой, оригинально интерпретировала классический образ слияния и взаимодополнения Инь и Янь.
В свою очередь Амалия Тальфельд реализовала в своей инсталляции концепцию «От любви до ненависти» и создала интерьерное пространство, которое за счет текстур, оттенков и мебели было разделено на две зоны, но при этом являлось цельной гармоничной композицией.
Архитекторы Григорий и Мария Малицкие (ARCHITIME
design group) создали динамическую инсталляцию, продиктованную темой
любви. Кирпичная стена оживала в танце, извиваясь подобно знамени и
раскрывая зрителю своё "сердце", нарисованное стрит-арт художником
Алексеем Кио. Инсталляция была отмечена по итогам BIF 2019
призом зрительских симпатий. "Реющая стена" или "Театр одной стены" это проект на стыке кинетической и параметрической архитектуры. Массивная кирпичная стена, ставшая центром притяжения, двигалась как легкая ткань. Кирпичи крепились на валах, вращающихся вокруг своей оси. Причем каждый кирпич располагался под определенным углом для того, чтобы в нужный момент на стене появилось изображение сердца, как художественного символа любви. Все это требовало идеально отлаженной работы. Углы крепления кирпичей рассчитывались с помощью компьютерной модели, в которой параметры задавались вручную. Это была очень скрупулезная работа, ведь даже небольшое изменение угла одного кирпича влекло за собой изменение всего сценария. Движение стены дополнялось звуком биения сердца, а приложив руку к живой стене, можно было не только услышать, но и почувствовать стук сердца. Это настраивало зрителей на нужную волну, позволяющую проникнуться идеей сквозь призму собственных чувств и воспоминаний. "НА BIF мы впервые показали разработанную нами технологию динамической стены. По жеребьевке нам досталась тема любви, и перед нами встала задача показать связку любви и архитектуры. Размышляя об этом, мы пришли к тому, что человеку издревле свойственно проявлять свои чувства с помощью рисунков: начиная с наскальной живописи и заканчивая надписями и любовными посланиями на асфальте, заборе, стене. Первый эмоциональный посыл сподвигает человека к взаимодействию с архитектурой, где стена становится холстом для выражения чувств. Нам было интересно проследить эволюцию подобных проявлений любви в современное искусство стрит-арта, вошедшее в согласованную гармонию с архитектурой. Поэтому появилась идея привлечь в проект профи из области стрит-арта. Именно так на нашей стене появилось многогранное, как и сама любовь, сердце от Лёши Кио. Рисунок сердца то появляется, то растворяется, символизируя тем самым непостоянство чувства любви, которая то исчезает, оставляя послевкусие, то вспыхивает вновь...", – пояснили Мария и Григорий Малицкие. Прочитать подробнее про динамическую стену, а также увидеть ее в движении можно здесь. Партнерами инсталляции ARCHITIME
design group выступили:
Деловая программа, наряду с выставкой и конкурсом – неотъемлемая составляющая BIF.
"Деловая программа дает новый импульс к поиску ярких идей, смелых прорывов и неожиданных решений", – отметил Николай Шумаков. И с этим трудно не согласиться, ведь в рамках Best Interior Festival состоялось множество мероприятий самых разных форматов, от лекций и презентаций до дискуссий и круглых столов. Разнообразием отличались не только форматы мероприятий, но и их темы. Цифровые технологии в сфере дизайна и архитектуры, нюансы использования 3D печати для создания новой образности, лайфхаки для развития креативности и особенности описания и подачи дизайнерских и архитектурных проектов, отличительные черты современных материалов и те возможности, которые они открывают перед дизайнерами, отличительные черты частного интерьера – это лишь малая часть тем, обсуждавшихся на деловой программе BIF 2019.
Завершился Best Interior Festival торжественной церемонией награждения лауреатов. Среди инсталляций памятным знаком из рук Н.И.ШУмакова был отмечен проект Марии и Григория Малицких (ARCHITIME design group) за кинетическую инсталляцию "Реющая стена – знамя во имя любви".
Также прошла церемония награждения лауреатов премии "Лучший интерьер", являющейся частью BIF. Лучшим "Реализованным жилым интерьером" был признан проект "Гарибальди. Интерьер – предмет искусства", созданный Павлом Мельником, Олесей Родионовой, Екатериной Евсеевой (MART ARCHITECTS). А главный приз в разделе "Реализованный общественный интерьер" был вручен архитекторам Бутусову А.В., Шумаковой А.Н., Кузнецову А.С. (ООО "СА"). Всего в конкурсной программе участвовало более 100 проектов.
Подробнее о проектах победителей на странице национальной
премии "Лучший интерьер". Статья подготовлена Олегом Сочалиным |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
Подписка |
||||||||||||
|
|
|||
|
|||