"Благодаря Московскому музею дизайна у нас есть возможность встретиться
с Владимиром Рунге - автором многих трудов и учебников, ставших библией
для тех, кто сегодня трудится в области промышленного дизайна, в первую
очередь - для молодых участников дизайн-хакатона "Дней промдизайна
в Сколково"", - открыла встречу куратор проекта, руководитель
направления Culture&Science Фонда "Сколково" Елена Пантелеева.
Однако судьба будущей советской звезды складывалась непросто: в то
время, когда выпускник Красногорского оптико-механического техникума
делал первые шаги в профессии, на заводе еще не было специального отдела,
который бы занимался дизайном - более того, в СССР еще даже не существовало
такого названия. Становление государственной дизайн-системы, или, как
тогда ее называли, системы художественного конструирования, началось
в 1962 году с выходом Постановления Совета Министров СССР "Об улучшении
качества продукции машиностроения и товаров культурно-бытового назначения
путём внедрения методов художественного конструирования". Сразу
после этого был основан Всесоюзный научно-исследовательский институт
технической эстетики (ВНИИТЭ) во главе с Юрием Соловьевым, а спустя
всего три года, в августе 1965-го, была организована одна из первых
профильных служб при производстве - художественно-конструкторский сектор
Красногорского завода.
"Эту службу нужно было создавать с нуля, - признался в интервью
Владимир Рунге. - Первым ее сотрудником стал Владислав Шаблевич,
автор дизайнерского решения большинства моделей фотоаппаратов, которые
завод выпускал с 1965 по 1995 год. В конце 1967 года на завод пришли
строгановцы - Евгений Жердев, впоследствии ставший доктором искусствоведения
и лауреатом Государственной премии, талантливый декоратор Анатолий Сивоплясов,
Альберт Смирнов - отец нынешнего директора Центра исследований и разработок
МГХПА им. С.Г. Строганова, эксперта Минэкономразвития по созданию концепции
развития дизайна в Российской Федерации Сергея Смирнова (SmirnovDesign),
который сегодня является одним из главных спикеров стратегической сессии
проекта "Дни промдизайна в Сколково"".
Красногорский завод и факультет промышленного искусства Строгановки
подписали соглашение о творческом сотрудничестве. В Европе уже были
примеры такого взаимодействия ведущих учебных заведений и производств
- между Высшей школой формообразования в Ульме (Германия) и фирмой "Браун",
между студентами профессора Коваржа и предприятиями Чехословакии; впоследствии
к ним присоединилась Национальная высшая школа промышленного дизайна
в Париже под руководством Э. Эндта, вступившая в коллаборацию с французскими
фабриками. В нашей стране подобное партнерство складывалось впервые:
ВУЗ целенаправленно готовил молодых специалистов для работы в оптико-механической
промышленности, а технические специалисты завода консультировали студентов.
Практическими заданиями стали проекты фотоаппаратов, разрабатываемые
в университетских мастерских. Мало кому известно, что одна из таких
разработок - фотоаппарат "Зоркий-10" - в 1965 году получила
золотую медаль Лейпцигской ярмарки. Понимание особенностей производства,
его технологических возможностей еще в процессе профессионального становления
было главным условием создания реализуемых проектов, которые не останутся
на бумаге.
"Строгановцы составили основу нового сектора, но ввиду того,
что пришли они из совершенно другой, творческой специальности, требовалось
время, чтобы подготовить их к работе с конструкторами. Прежде чем выйти
с разработками в цех, им необходимо было разобраться, что такое фото-
и кинотехника по своей технической сути, каковы технологические возможности
производства. Но и сегодня принцип остается прежним: нарисовав эскиз
на планшете, не поддавайтесь соблазну, что модель можно будет тут же
распечатать в 3D и ввести в эксплуатацию, не проводя предварительных
испытаний и не соизмеряя характеристики будущего продукта с имеющейся
производственной базой", - утверждает Рунге.
Главная задача дизайнера как тогда, так и сейчас - понять, чего ожидают
покупатели от продукции завода. Важны не только технические возможности
и надежность фотоаппарата или кинокамеры, но и их удобство и внешний
вид. Глава ХКБ "Зенит" твердо убежден, что в промышленном
дизайне можно добиться успеха лишь при наличии заводской научно-технической
базы и большого, слаженного коллектива, обеспечивающего обмен опытом
между поколениями и представителями различных подходов. "Я никогда
не скажу, что я - создатель "Зенита": я много сил вложил в
создание его имиджа, бренда, до сих пор вызывающего множество ассоциаций,
но дизайнерская деятельность была и остается не просто творческой, а
прежде всего коллегиальной", - подчеркивает он. В этом его
мысли созвучны позиции лидера нынешнего дизайн-сообщества Сергея Смирнова,
который уже не раз высказывался на площадке ИЦ "Сколково"
о том, что дизайнер - не просто ключевой специалист, а программный инженер
продукта: именно он, задумываясь обо всех аспектах успеха, от выгоды
производства до восприятия продукта пользователем, должен сплотить вокруг
себя команду разработчиков.
"Даже сегодня невозможно заниматься дизайном сложных промышленных
изделий в одиночку, - подвел итог Владимир Рунге, обращаясь к собравшимся
в главном зале Гиперкуба молодым специалистам и опытным промышленникам.
- В новой стране заводы и коллективы необходимо создавать заново,
формировать взаимодействие независимых дизайн-студий и команд-производителей
- как на уровне крупного концерна, так и в инновационном стартапе. Это
позволит не только развить технологии, совместить инжиниринг и дизайн,
но и получить экономическую выгоду и выйти на покупателя".
"Через историю развития дизайна на предприятии мы стараемся
показать историю развития дизайна в стране в целом, - подчеркнула
значимость подобных встреч директор по развитию Московского музея дизайна
Ольга Дружинина. - Мы часто слышим, что в СССР не было дизайна как
такового, что вещи копировались с западных образцов и внедрялись, не
проходя адаптации. Но общение с теми, кто реально возглавлял эту работу,
убедили нас в обратном. Популярность западных дизайнеров можно сравнить
с популярностью рок-звезд, а отечественные дизайн-коллективы, работавшие
на заводах и в научно-исследовательских институтах, неизвестны никому
- между тем, у них достаточно опыта, который можно эффективно применить
и на современном производстве. Мы хотим зафиксировать их историю - и
запустили "Библиотеку Московского музея дизайна", которая
послужит источником ценных сведений для тех, кто сегодня занимается
инновационными разработками".
|