|
||||||||||||||||
|
||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|||||||||
|
||||||||||
О ВЫСТАВКЕ Сегодня имя Павла Никонова, вернее известность имени, в широком смысле продолжают ассоциировать с давно минувшими событиями культурной жизни страны конца 1950-1960-х годов. «Оттепель», «суровый стиль», выставка «30 лет МОСХ» и другие чрезвычайно важные сами по себе, и, безусловно, переломные моменты повисают в воздухе инерции суждений. Фигура Павла Никонова из действующего художника превращается в свидетеля и участника эпохи.
За последние годы возникло стремление отойти от вектора мысли, где живопись художника неразрывно связывают с «суровым стилем» и приобретенным символическим статусом некоторых его ранних картин. Художественная критика и профессиональное сообщество сразу отметили Никонова, пересмотревшего собственный подход к картине и разрабатывающего тему деревенской жизни с начала 1970-х годов. Для более широкой аудитории, к сожалению, этот период, насчитывающий уже полвека постоянного поиска и труда, остается незримым. Ряд персональных выставок художника последних лет, выставка «Тогда и теперь» (2013) в галерее «Ковчег» и «Новый Никонов» (2018-2019) - проект в ГМИИ им. А.С. Пушкина подчеркивают различие периодов творческой биографии художника и раскрывают одновременно мировоззренческую цельность Никонова и потенциал внутреннего развития его живописи.
Выставка «Живопись наблюдений» продолжает эту уточняющую линию, но расходится с прошедшими выставочными проектами по ряду основополагающих понятий и способов описания живописи Павла Никонова. Кураторы пытаются отойти от контекста четкой периодизации развития творчества художника, обратиться к его сущностной основе. По их мнению «Картины Никонова – это «душа» за работой!». Не в религиозном или мистическом смысле, но в социальном приобщении себя к труду, укрытом и автономном по отношению к экономическим факторам и стандартам рынка искусства. Сегодня, когда речь заходит об обретении души и собственного имени через профессиональную художественную практику, нельзя не отметить, что сетевая и корпоративная организации общения в среде и цифровые технологии становятся орудиями порабощения человеческих душ. Деревня Алексино с 1972 года служит для Павла Никонова прибежищем и местом, где возможна смена ориентиров. Информационный шум города сменяется планомерным сбором материала, своего рода экспериментом, где зримый и обособленный образ становится предметом наблюдения, изучения. Осязаемый мир более не выразительная реальность, но живая, резонирующая ткань для будущего холста. Поэтому основа работы Никонова не имеет ничего общего с репрезентативной, реалистической традицией, но в своих эстетических задачах близка «трудоемкой», экспрессивной работе души в духе, например, Ван Гога и Филонова, где заключенное в теле намерение открыто в направлении всякого Другого, где встреча с Другим облечена страданием и наслаждением, а возможность стать этим Другим – есть рефлексия, сознание и чувствительность.
Выставка предоставляет зрителю возможность еще раз пережить, осмыслить творчество одного из ведущих мастеров российской живописи, погрузившись в проблематику профессиональных исканий искусства ХХ-начала XXI веков, взлянув под новым углом зрения на роль, особенности бытия искусства, художника в современном мире.
П.Ф.Никонов родился 30 мая 1930 года в Москве. Войну пережил вместе с семьей в эвакуации на Урале. В 1956 году окончил Московский государственный художественный институт им. В. И. Сурикова. Участник культурных событий «оттепели», знаменитой выставки «30 лет МОСХ» в 1962-1963 годах в Манеже, на которой его картина «Геологи» стала одной из главных мишеней критики. Эпоха 1960-х, время интенсивных живописно-пластических исканий в искусстве стало для П.Никонова мощным импульсом к развитию собственного изобразительного языка. Являлся членом группы «Девять». К концу 1970-х годов деревенская тема стала одной из основных в произведениях художника. В 1998-2006 годы руководил мастерской станковой живописи в МГАХИ им.В.И.Сурикова. П.Ф.Никонов удостоен высоких государственных и профессиональных наград. Он Лауреат Государственной премии Российской Федерации, кавалер Ордена Почёта. Удостоен Золотой медали на Всесоюзной художественной выставке 1957-1958 гг. за картину «Октябрь» (1954г.), Первой премии на V международной выставке реалистической живописи в Софии (Народная Республика Болгария, 1985г.) за картину «Деревенские похороны» (1985г.), за эту же картину — премии по живописи им. П. П. Кончаловского (1991г.), Золотой медали Академии художеств СССР за работы, представленные на персональной выставке 1990 г. в Москве (1991г.), Ордена «За служение искусству» Российской академии художеств (2015г.). Произведения мастера представлены в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Вологодской картинной галерее, Софийском музее современной живописи, других музеях России, а также за рубежом.
Материал подготовлен на основе статьи искусствоведа Александра Саленкова Фотоматериалы предоставлены Пресс-службой Российской академии художеств |
||||||||||
|
|
|
Подписка |
||||||||||||
|
![]() |
|
|||
|
|||