О ПРОЕКТЕ
Только бы это не стало классификацией.
Пусть будет слепое блуждание в символических зарослях, в бредовых узорах,
но только не классификация.
Роман Михайлов

Триеннале российского современного искусства — крупнейший проект Музея
"Гараж", направленный на развитие отечественной художественной
сцены. Первая Триеннале, прошедшая в 2017 году, представила в Москве
работы более 60 художников, отобранных кураторами Музея по итогам исследовательских
поездок.
Вдохновением для кураторов второй Триеннале — Валентина Дьяконова и
Анастасии Митюшиной — послужила книга британского социолога Джона Ло
"После метода: беспорядок и социальная наука" (2004). Ло зафиксировал
кризис социологической науки в многополярном и мультикультурном мире.
Вместо стройных моделей и классификаций общества он предложил "метод-сборку",
где классы монтируются с религиозными сообществами, субкультуры — с
целыми онтологиями (картинами мира). "Красивая ночь всех людей"
— это тоже сборка на основе Триеннале 2017: ее участники формируют список
участников выставки 2020 года.
Такая механика отбора обусловлена несколькими факторами. Во-первых,
кураторы второй Триеннале с подозрением относятся к фигуре эксперта
в такой живой и динамично развивающейся области, как современное искусство
России. К тому же в многонациональном государстве с очень разными культурными
и социальными условиями не может существовать единого критерия в оценке
произведений искусства. Во-вторых, в стране, пережившей за последние
сто лет несколько войн и эпизодов насильственной модернизации, личные
связи наделены особым весом. Зачастую они оборачиваются банальной коррупцией,
но столь же регулярно становятся защитой от бюрократии, экономического
и социального давления.
Задача второй Триеннале в том, чтобы показать разнообразие и крепость
личных связей в мире актуального искусства России. Для этого каждому
участнику Триеннале 2017 года было предложено — при соблюдении двух
условий — стать частью своеобразного социального эксперимента. Первое
— отношения между рекомендующим и рекомендуемым (учитель/ученик, родитель/ребенок,
продавец/покупатель) должны были быть предъявлены открыто. Второе —
рекомендующий должен что-то сделать для рекомендуемого и его/ее участия
в выставке в том формате, который кажется уместным (написать текст,
взять интервью, помочь с производством работы или ее выбором и так далее).
Выполняя эти условия, участники первой Триеннале рекомендовали Музею
"Гараж" не только других художников, но и исторические исследования,
научные лаборатории, образовательные и благотворительные организации.
Концепция метода-сборки второй Триеннале не претендует на уникальность.
Идейно близкие предшественники на российской художественной сцене —
выставка Виктора Мизиано "Экспериментальное исследование» в рамках
международного проекта "Многообразные культуры. Современное искусство
в меняющемся мире" (Музей фольклора, Рим, 1992) и проект Андрея
Паршикова "Интимный капитал" (разные площадки, Москва, 2010).
Эти выставки были построены на принципе передачи права выбора художникам,
обсуждениях общего поля действия, проблеме мотивации выбора и описании
типов взаимоотношений.
Название Триеннале позаимствовано у книги математика Романа Михайлова
(2017), написанной на особом, не символьном, а процессуальном языке,
предполагающем своевольные маршруты чтения без определенного сюжета
(однако название не является темой: участники второй Триеннале могут
взаимодействовать с ним и книгой, а могут и сохранить полную творческую
независимость).
Принцип рекомендаций распространяется и на ряд мероприятий в рамках
Триеннале, которые пройдут в региональных институциях — партнерах «Гаража».
Кураторы и руководители этих институций могут пригласить при поддержке
Триеннале любого профессионала в области современного искусства на мастер-класс,
лекцию или в резиденцию. Как и в случае выбора художников, мотивация
такого приглашения лежит целиком в зоне личной ответственности приглашающей
стороны.
Кураторы: Валентин Дьяконов и Анастасия Митюшина.
|