О ПРОЕКТЕ
Как рассказать историю здания? Как описать настоящее,
пронизанное материальными и нематериальными следами прошлого, которые
присутствуют в атмосфере, как тени? И кто расскажет эту историю?

В доме 95а на Ленинском проспекте сейчас расположен Гёте-Институт, а
в середине 1980-х гг. его построили для размещения в нем посольства
ГДР. На церемонию торжественной закладки первого камня приехал тогдашний
Генеральный секретарь ЦК СЕПГ Эрих Хонеккер. Строительство здания было
подтверждением дружбы Советского Союза с Восточной Германией, а его
размер подчеркивал власть и могущество: модернистский монолит на открытом
пространстве с торжественным подъездом к нему со стороны Ленинского
проспекта, одной из важнейших магистралей Москвы. Сейчас на месте парадного
въезда стоит многоэтажный дом, а пустое некогда поле застроено жилыми
блоками: строительство Большого кольца, станция которого откроется поблизости
в ближайшее время, вызвало новый строительный бум.
В 1992 году в это здание въехал московский Гёте-Институт, культурный
институт объединенной Федеративной республики Германии. Из-за слабости
материала его бетонные стены постоянно закутаны сеткой – как объекты
художника Христо. Во внутреннем убранстве друг на друга накладываются
разные, эстетически и идеологически – противоположные, стили. Буржуазный
представительный интерьер посольства ГДР с его тканевыми обоями, мраморной
отделкой, паркетом и люстрами контрастирует с веселыми, транслирующими
открытость, корпоративными цветами Гёте-Института, а также с прагматичными
требованиями современного учреждения культуры и образования.
Гёте-Институт стал последним оставшимся пользователем здания на Ленинском
проспекте. Его соседями долгое время были консульский отдел посольства
Германии и многочисленные немецкие компании. Но с 2015 года комплекс
все больше и больше пустеет; многочисленные помещения остались без хозяина,
в них ничего нет, да и сами воспоминания о стране, посольство которой
раньше находилось здесь, постепенно улетучиваются, уступая место белым
пятнам забвения.
Однако материальный мир этого дома все еще хранит много историй. Это
и стало отправной точкой художественного проекта «Ленинский 95а». В
последние несколько лет художники из Германии и России были приглашены
познакомиться с этим зданием и создать в результате своего исследования
новые работы. Обращая внимание на, казалось бы, второстепенные детали,
на места, выпадающие из поля зрения, они открыли спрятанные слои, переплетения
разных эпох и нарративов – здание стало палимпсестом, содержащим следы
немецко-немецкой, советско-немецкой и российской истории.
Художники Андре Корпис и Маркус Лёффлер (Бремен/Берлин) сняли об этом
здании фильм, в котором слово дано сотрудникам Гёте-Института. Жан Фауст
(Гамбург) документировала детали интерьера и экспериментировала с коллажами,
превратив их в книгу. Танцевальная группа FarForYo из Москвы познавала
пространство с помощью танца и создали хореографическую постановку,
задокументировав ее на видео и фотокамеру. Художница русско-немецко-французского
происхождения Элеонор де Монтескью создала саунд-коллаж из аудиозаписей,
сделанных Виктором Тимшиным в разных, в том числе закрытых для публики,
помещениях, и сопроводила его буклетом, в основу которого легли рисунки
художницы и тексты историка архитектуры Сергея Никитина. Эльске Розенфельд
(Берлин) посвятила свою работу сорту картофеля «Адретта», популярному
и в Советском Союзе, и в Восточной Германии. По мнению художницы этот
сорт можно рассматривать как мостик между СССР и ГДР, социализмом и
пост-социализмом, культурой и природой.
Работы художников, и основанные на документальном материале, и поэтичные
позволяют нам по-новому взглянуть на дом по адресу Ленинский проспект
95а. Они рассказывают разные истории и приглашают к осмыслению немецкого
исторического наследия.
Вход свободный.
|