
Экспозиция на АрхМоскве
- Мария, за последние два года вы курировали несколько выставочных проектов,
выступали автором выставочных стендов профильных выставок. Почему вдруг
эта деятельность стала для вас так важна, и вы начали уделять ей столько
времени?
- Да, действительно, начиная с весеннего выставочного сезона 2018 года,
мое участие в выставочных проектах стало более заметным. Эта деятельность
мне очень интересна, потому что она объединяет в себе всё, что я знаю
на своём профессиональном уровне.
- Вы имеете в виду архитектурное образование и практику в сфере
архитектуры и дизайна интерьеров?
 |
- Не только. Для работы над дизайном стендов иногда
этого и достаточно, но мы же говорим сейчас не только о них. Есть
выставочный дизайн как декорирование стендов, а есть маркетинг,
ребрендинг компании, выход на новую целевую аудиторию, когда стоит
задача показать новые или скрытые возможности компании. А есть
кураторские выставочные проекты. Для этого нашего образования,
опыта, практики и художественного воображения недостаточно.
- Но маркетинг и реклама - это же совсем
другие сферы деятельности…
- Верно. Но я знаю обо всем этом не понаслышке. Кроме архитектурного
образования, у меня есть опыт работы в международном рекламном
агентстве. Пять лет я возглавляла направление по наружной рекламе,
дизайну витрин, брендовых шоу-румов и салонов. У меня были как
консультанты, так и учителя, а часто сами опытные и знающие заказчики
становились проводниками. Работала большая команда, в которую
пришли профи из сильнейших PR агентств.
|
Западные заказчики на семинарах и практике учили эффективным
методикам и техникам мозгового штурма, психологии общения с клиентом,
алгоритму и инструментарию поиска смыслов.
В процессе работы я познакомилась со всеми видами рекламных кампаний.
Для меня лично это вылилось в авторские проекты по созданию фирменного
стиля, брендирование, полномасштабную выставочную деятельность и работу
с полиграфическим дизайном. Опыт, полученный за эти пять лет, можно
по праву назвать "мои университеты". И хотя в этом "университете"
не выдают диплом в PR сфере, полученные знания, помноженные на художественное
и архитектурное образование, как мне кажется, дают неплохой результат.
По крайней мере, я всегда могу этим воспользоваться.
- А языковой барьер не мешал изучать психологию рекламной деятельности
и работать с западными коллегами и заказчиками? Или вам помогали профессиональные
переводчики?
- В переводчиках не было необходимости. К тому моменту у меня было второе
высшее образование. После института, поработав 1,5 года в мастерской
Гражданстройпроекта, начав реальное проектирование с применением большепролетных
деревянных конструкций совместно с финской компанией, мне стало не хватать
свободного владения английским. Хотя до этого была школа с углубленным
знанием английского языка, курс TOEFL, годичный языковой курс переводчиков
ЮНЕСКО, я предприняла попытку поступления в университет им. Мориса Тореза.
К моему удивлению и счастью, была принята, и два года училась на дневном
переводческом отделении. Так что я дипломированный переводчик по основной
специальности. Именно после этого и практики в Кембридже меня и пригласили
в международное агентство. Так оба образования соединились в моей работе.
- Почему же вы ушли из рекламы?
- Мне захотелось большего. Я почувствовала, что переросла предлагаемые
мне масштабы работы. Поэтому, накопив творческий багаж, я вернулась
с ним в архитектуру и дизайн. И потом, меня вернули сами заказчики.
Со второго года работы я плотно занималась дизайн- и архитектурными
проектами в рамках масштабных рекламных кампаний, которые далее естественным
образом перетекали в широкое коммуникативное поле с заказчиками. Я считаю,
что нужно заниматься тем, что любишь, и к чему лежит душа. Но я оставила
себе эту сферу деятельности как составную часть работы.
- Но если вернуться к выставочному дизайну, почему архитектурное
сообщество не слышало об этой сфере вашей деятельности до 2017 года?
- Выставочный дизайн как раздел деятельности был всегда. В основном
я работала для французских и бельгийских компаний, делала концепции
брендирования на крупных мебельных выставках. Но для меня это были обычные
рабочие моменты. Ведь мало кто использовал в России принцип кураторства
выставок, это сравнительно недавняя тенденция. И приглашать дизайнеров
для создания стенда, для имиджа в выставочные проекты также не было
столь распространено в России. А если и было, то не становилось предметом
резонанса. Те, кто знали, чем я занимаюсь, те приглашали и приглашают.
В деятельности моей Студии это занимает немалую часть времени.
 |
 |
АрхПароход
|
- А лично для Вас насколько это приятный вид деятельности? И как вы
относитесь к тому, что сейчас многие компании приглашают дизайнеров
и архитекторов для совместной работы на выставках?
- Невозможно односложно ответить на эти вопросы. Начну со второй части
вопроса. Выставочным дизайном занимались и занимаются многие архитекторы
и дизайнеры. Это такие же архитектурные или дизайн- проекты, но в ином
масштабе. Иногда даже более ответственные, чем интерьерные проекты,
где можно что-то исправить перед съемкой, добавить или откорректировать
в процессе эксплуатации и освоения. Все имеют право на ошибку, но к
экспозиционному дизайну, особое внимание и свой спрос, - выставочные
проекты долго готовятся, но мало живут (порой всего 3-4 дня). Лучше
сказать так, - малейшая ошибка бьет наотмашь по дизайнеру.
А по смыслу работы всё то же самое: изучение и анализ, сценарий и концепция,
проектирование и выбор материалов (изделий), стройка и реализация. И
это всегда авторский стенд, аналогично авторскому проекту.
Однако нужно различать профессиональный маркетинговый подход, который
начинается с исследования всех аспектов деятельности компании, которая
вас приглашает, и личный, субъективный, порой очень высокохудожественный
подход дизайнера к работе над стендом. Очень часто дизайнер, архитектор
в проекте присутствует, но он сработал на свой личный имидж, а лица
самой компании, самого бренда нет.
- И как быть компаниям?
- Приглашая популярного в соцсетях дизайнера, компания-экспонент собирает
большую аудиторию, лайки. Но целевая ли это аудитория? Это вопрос. Если
цель повысить узнаваемость и цитируемость, то - да. Но это не рекламная
кампания. Это одно из ее направлений. И этого не достаточно. Смешно
предположить, что на следующий после выставки день у дверей компании
выстроится очередь заказчиков. Половина посетителей выставки запомнят
дизайнера и шумиху с фотосессиями, но не сам продукт, бренд.
Хотя хайп - это часто то, к чему стремятся осознанно. И это не плохо
и не хорошо. Это примета времени. Но при этом нужно помнить, что трехдневная
шумиха должна потянуть за собой большую комплексную работу, чудес не
бывает. Компаниям нужно сначала определиться, зачем они идут участвовать
в выставке.
 |
Презентация Cisal: "Русские сезоны Карима
Рашида" в доме Смирнова, 2016
|
 |
Batimat 2019, Kadom Veniz
|
 |
Экспозиция на Batimat 2019
|
Арткамень на АрхМоскве
|
- А что важнее для дизайнера? Имидж компании или
красота?
- Я бы не стала так ставить вопрос. Выставочные проекты для приглашенного
куратора или дизайнера, это про эстетическую ответственность, про доверие
и бюджет заказчика, про бизнес этику и человеческие отношения. Собственно,
все это об ответственности, предлагаемых действиях и их последствиях.
И, конечно, это то, что на английским языке красиво называется mutual
interests. Конечно, красота, эстетика и новизна дизайна важны, стенд
должен запомниться, а сначала удивить, пригласить, затянуть зрителя,
посетителя внутрь. Но идти в это только ради себя, самопиара и самопродвижения
- ложный путь.
 |
Стенд Hanak на Batimat
|
 |
Экспозиция JAB на АрхМоскве
|
Стенд на АрхМоскве
|
- Что вы можете сказать о кураторских проектах? Например, о фестивале
BIF Союза Архитекторов, который проводился в ЦДА в Гранатном в ноябре
2019?
- Кураторские проекты - это философия и высказывание куратора на заданную
тему. Они воплощаются и реализуются иначе. Сценарное и литературное
лежит в основе, - далее ищутся пути воплощения. Всё зависит от поставленной
задачи. Это может быть обширная деловая программа и минимальный визуальный
ряд. Может быть фестивальная площадка с интерактивным действием, а может
быть большой выставочный концептуальный или коммерческий проект. Всё
как в искусстве. На тему одного сценария можно снять авторский, эстетский
рисованный мультфильм, можно поставить антрепризу или драматический
спектакль, можно снять документальный или художественный фильм. И все
это может быть на одну и ту же тему, заданную одним словом или даже
известной картиной.
- Картиной? Приведете пример.
- Это вопрос для целого мастер-класса. Я готова его провести. Взять,
например, картину Юрия Пименова "Новая Москва". Она может
стать и темой целого сценария для фильма или короткого рекламного ролика,
и источником вдохновения, и основным изображением рекламного контента,
а может стать основным имиджем приглашения к круглому столу на тему
организации движения в Москве или сохранению исторического наследия
города. И в каждой шутке есть доля шутки… Бесспорно одно, - ИСКУССТВО
- великая сила.
- Эта фраза прекрасно подходит для завершения интервью, и все
же не могу не задать еще один вопрос. Мария, вы автор и ведущий программы
"Зачем ты это сделал?" на канале Artplay Today. А вам самой
задавали такой вопрос в контексте вашей выставочной деятельности?
- Конечно, и не раз. Он так в принципе и звучит: "Тебе-то зачем
это нужно?" Ответ и простой, и сложный. И хотя все вопросы этого
интервью, а также мои ответы были сложносочиненными, сейчас могу ответить
коротко - это часть моей профессии, я её знаю и люблю, а она отвечает
мне взаимностью. Кстати, мы продолжаем работу над Best Interior Festival,
событие 2020 года пройдет в ноябре в Гостином Дворе, и я рада снова
быть его куратором.
Интервью провел Олег Сочалин для ARCHITIME.RU
-----------------------------------------
Материал © ARCHITIME.RU
КОПИРОВАНИЕ ТЕКСТА ЗАПРЕЩЕНО БЕЗ АКТИВНОЙ ССЫЛКИ НА ARCHITIME.RU
-----------------------------------------
|