Осмысление своей профессии и своего места в этой профессии
играет важную роль в творческом пути любого архитектора. В своем манифесте
XXVIII Международного архитектурного фестиваля "Зодчество 2020"
куратор Эдуард Кубенский назвал архитекторов кураторами времени и хранителями
законов вечности. А на открытии фестиваля Николай Шумаков, занимающий
должность президента СА России, выразил восхищение мужеством всех, кто
отважился в 2020 году стать участником выставки. Что же представили
на суд публики эти мужественные хранители вечности?
|
Фотография предоставлена PR-службой фестивалей
|
Флагманом экспозиции стала группа инсталляций "Сумасшедшие
корабли". В эту эскадру вошли порядка сорока арт-объектов из самых
различных материалов: дерева, бумаги, веток, железа, керамики и даже
макарон. Здесь были представлены работы Николая Шумакова, Эдуарда Кубенского,
Романа Королева, Алексея Полищука, Сергея Малахова, Архитектурного бюро
"ОСА" и других авторов, которые в художественных образах попытались
воплотить тезисы кураторского манифеста.
|
Вечность. Проект Эдуарда Кубенского
|
|
|
Скелет. Идеи. Проект Романа Королева
|
|
|
Беларусь. Проект Алексея Полищука
|
|
|
Проект Сергея Малахова
|
|
|
Фрактальные берега. Проект Архитектурного бюро
ОСА
|
|
|
Детская мечта архитектора. Проект GINZBURG ARCHITECTS
|
Дух свободы фестиваля подчеркивал перформанс "Одиночный
пикет", в рамках которого на фанерных табличках были представлены
цитаты выдающихся архитекторов второй половины XX века, взятые из книг
издательства TATLIN. Высказывания касались основ архитектуры и других
вечных тем.
|
|
Перформанс "Одиночный пикет"
|
"Башня и лабиринт" - другой спецпроект, связанный
с текстом, был назван в честь одноименного блога архитектора, искусствоведа
и архитектурного критика Александра Раппапорта. Инсталляция представляла
собой непрерывную ленту бумаги длиной более 7 километров, на которой
были напечатаны все тексты, опубликованные в блоге. В свою очередь спецпроект
"Идентичность в типовом" исследовал тему возрождения системы
общедоступных центров культуры.
|
Спецпроект "Башня и лабиринт"
|
|
|
|
Спецпроект "Идентичность в типовом"
|
Как всегда, значительную часть экспозиции занимали стенды,
где были представлены архитектурные достижения регионов России.
|
|
Стенды регионов России
|
На фестивале нашлось место и детскому творчеству. Спецпроект
"Москва в квадрате" был выполнен руками воспитанников художественных
школ и студий. А представлял он масштабное панно с изображением генеплана
Москвы, составленного из самых разных графических композиций, на которых
кураторами были заданы лишь контуры улиц и домов.
|
|
Спецпроект "Москва в квадрате"
|
ДЕЛОВАЯ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ПРОГРАММЫ |
Экспозиция - безусловно, основа фестиваля, однако с
не меньшим интересом участники и гости посещали все мероприятия деловой
программы: лекции, мастер-классы, круглые столы. Их темы, как всегда,
были разнообразны. Речь шла о мемориальных пространствах, облике городов
будущего, необходимых изменениях в градостроительной политике, традициях
архитектуры прошлого, экологичной реновации промзон, развитии постиндустриальных
городов и многом другом. Часть этих мероприятий вы можете посмотреть
на нашем портале в разделе "Видео-лекции",
где уже выложена запись лекции
Анны Будниковой "Автономная архитектура: энерго- и водосбережение".
Записи лекции Алексея Гинзбурга, посвященной старению и консервации
поверхностей в архитектуре, и мастер-класса Никиты Явейна о современной
архитектуре учебных заведений появятся там в ближайшее время.
В свою очередь куратор BIF, архитектор Мария Романова
приняла решение сделать акцент на "коммуникационной" программе,
а не просто на "деловой", создав максимально комфортные условия
для живого общения. Все залы обоих фестивалей, по требованию времени,
были выстроены полу-открытыми, а привычные форматы лекций и семинаров
сменились круглыми столами и дискуссиями.
|
Куратор BIF Мария Романова, предоставлено для
Architime.ru
|
"Спикерам и модераторам мероприятий была предложена
актуальная пост-ковидная тематика. Как результат, выиграли все. Круглые
столы на острые темы образования в сфере архитектуры и дизайна, экологии
и разумного потребления, изменения социальных моделей поведения и, как
следствие изменений в архитектуре и дизайне интерьеров, привлекли к
себе внимание широкого круга участников.
Куратор фестиваля актуализирует его проблематику
и тематику. Я намеренно делала акцент на пограничных темах, касающихся
работы с городской средой, архитектурой и дизайном интерьеров. В конце
концов, это просто переход от внешней среды к внутренней и от одного
масштаба проектирования к другому. Было интересно наблюдать, как спикеры,
участники и гости также легко переходили с площадки на площадку, аудитории
участников пересекались, не деля себя на Зодчество и BIF. Это очень
хороший признак, так как ранее звучали опасения, что аудитория Зодчества
и аудитория Фестиваля, тематикой которого являются интерьеры, не пересекаются,
и будет граница отчуждения. Отнюдь, - коммуникационная программа показала,
что деление искусственно. 70% участников программы были именно архитекторы,
также работающие в области коммерческих, общественных и жилых интерьеров.
Тот факт, что удалось соединить в некоторых дискуссиях социологов, девелоперов,
разработчиков систем и оборудования, производителей и поставщиков, расширил
эти мероприятия до междисциплинарной тематики",
- отметила Мария Романова.
Какова же была выставочная часть BIF 2020?
ИЗМЕНЧИВОСТЬ - КОНСТАНТА НАШЕГО
ВРЕМЕНИ |
На первый взгляд, темы "Вечность" и "Изменчивость"
очень сложно объединить в одной экспозиции. Но если не воспринимать
темы обоих фестивалей буквально, то становится понятно, что в обоих
случаях речь шла о том, какое будущее архитекторы и дизайнеры сегодня
закладывают в свои строения и проекты. И кураторам "Зодчества"
и BIF удалось построить экспозиции таким образом, что между ними не
возникало резкого стилистического перехода.
Кроме того, на Best Interioir Festival в этом году акцент
был сделан не на интерьерном дизайне как таковом, а на разделе ART BIF.
Представленные в нем скульптуры, панно, картины, гобелены не просто
гармонично вписались в пространство Гостиного двора, но и дополнили
авторские инсталляции кораблей, представленных на Зодчестве. Сама зона
ART BIF была выстроена в соответствии со всеми принципами самодостаточного
галерейного пространства. В нем были "воздух", точки фокусировки
и диалоги предметов.
В конкурсной программе фестиваля "Зодчества 2020"
участвовало примерно 300 работ из самых разных городов от Мичуринска
до Москвы. Высшая награда "Хрустальный Дедал", вручаемая за
реализованные проекты, была присуждена коллективу компании "Архструктура"
за строительство школы Wunderpark. В свою очередь главный приз в разделе
"Проекты" - Премия Владимира Татлина - досталась архитектурному
бюро "Студия 44", разработавшему ИТМО Хайпарк.
|
|
Бюро "Архструктура", обладатель премии
"Хрустальный Дедал"
|
|
|
|
Коллектив "Студии 44", обладатель "Премии
Владимира Татлина"
|
Фотографии предоставлены PR-службой фестивалей
|
Были подведены итоги и Национальной премии "Лучший
интерьер", вручаемой в рамках Best Interioir Festival. Олег Клодт
стал обладателем гран-при в разделе "Реализованный жилой интерьер".
Победу ему принес проект "Квартира архитектора Олега Клодта".
В номинации "Реализованный общественный интерьер" гран-при
досталось архитектурному бюро WALL, разработавшему проект интерьера
бутика RASARIO.
Но, пожалуй, главным итогом фестивалей, объединенных
в 2020 году, стало понимание того, что сплоченность и открытость к сотрудничеству
помогает достойно отвечать на любые вызовы времени.
|
|
Фотографии предоставлены PR-службой фестивалей
|
Статья подготовлена Олегом Сочалиным
-----------------------------------------
Материал © ARCHITIME.RU
Фотографии © Олег Сочалин, если не указано иное
КОПИРОВАНИЕ ТЕКСТА и ФОТО ЗАПРЕЩЕНО БЕЗ АКТИВНОЙ ССЫЛКИ НА ARCHITIME.RU
-----------------------------------------
|