О ЦИКЛЕ ЛЕКЦИЙ
15 мая 1935 была запущена первая линия метро в Москве, а совсем недавно,
21 ноября 2019 года, в Москве появились Центральные диаметры. Лекторы
Музея архитектуры вернутся к истории возникновения метро в СССР, проанализируют
современную архитектуру метрополитена и дадут прогноз того, каким будет
подземный транспорт в ближайшем будущем.
Метро в современном мире – это обыденный вид транспорта, однако как
он появился? На лекциях посетители познакомятся с таким термином, как
"внеуличный городской транспорт", а также узнают о первых
проектах такого транспорта в мире. Лекторы Музея архитектуры рассмотрят
вопрос преемственности традиций первых мировых станций внеуличного транспорта
в проектах первых станций метро СССР.
Немногие знают и о том, что первые проекты создания внеуличной городской
железной дороги в Москве относятся к концу XIX века. Однако проекты
метро, которые разрабатывались отечественными и иностранными специалистами
в то время, так и остались на бумаге.
Цикл также коснется изменений в архитектуре Московского метро во время
смены эпох в СССР. Смена политических ситуаций в стране каждый раз задавала
новые тенденции в дизайне метрополитена. Разнообразие первых тринадцати
станций метро, например, в курсе лекций будет рассматриваться как начало
обращения к "классическому наследию" в советской архитектуре.
Лекторы обратят внимание на дворцовое убранство метро в сталинскую эпоху
и на унификацию архитектуры в эпоху "оттепели", а также расскажут
о «третьем пути» в проектировании московского метро 1960-80-х годов.
И, наконец, в ходе лекций будут описаны неоднозначные архитектурные
решения рубежа XX-XXI веков, постсоветского времени.
Слушатели лекций смогут узнать об архитектуре метрополитена в других
городах. Спустя 20 лет после открытия метро в столице, реализовывается
проект альтернативного метро в Ленинграде. Затем внеуличный городской
транспорт появляется в городах союзных республик, и только в 1980-х
- начале 90-х метро возникает в Нижнем Новгороде, Новосибирске, Самаре
и Екатеринбурге.
Последние лекции цикла будут посвящены современному облику метро в
зарубежных странах и о современной системе архитектуры метрополитена
в Москве. Слушатели узнают об инженерах, которые создают проекты метрополитена
сейчас, и о воплощении новых архитектурных стилей в дизайне метро.
В качестве лекторов цикла выступят авторы проекта "Ещё раз про
метро": Дмитрий Сергеевич Гончарук — краевед, историк архитектуры,
специалист по истории общественного транспорта Москвы в XX веке, а также
Александр Александрович Змеул - кандидат исторических наук, специалист
по архитектуре метро, главный редактор интернет-издания arch:speech.
ПРОГРАММА ЦИКЛА:
28 января в 19:00 - Что такое метрополитен?
Что вообще такое внеуличный городской транспорт, откуда он
взялся и как устроен? Первая в мире лондонская подземка заработала
в 1863 году, то есть более чем за 70 лет до открытия московского
метро. За этот период в мире было создано почти два десятка
систем, некоторые из них значительно повлияли на создание московского
метро - это метрополитены Берлина, Парижа, Лондона. Что из иностранного
опыта заимствовали, а что отвергли советские инженеры и архитекторы?
|
4 февраля в 19:00 - Начало.
Проекты московского метро
Первые проекты создания внеуличной городской железной дороги
в Москве относятся к концу XIX века. Их появление явилось закономерным
следствием стремительного развития города в промышленную эпоху.
Транспортная инфраструктура Москвы начала развиваться вслед
за строительством железнодорожных линий и вокзалов, на рубеже
XIX-XX веков к ним прибавились трамваи и малое кольцо железной
дороги, решавшие не только транспортные задачи, но и украсившие
город прекрасными сооружениями. Резкий прирост населения Москвы
после Октябрьской революции грозил настоящим транспортным коллапсом.
Однако проекты метро, которые разрабатывались отечественными
и иностранными специалистами, так и оставались на бумаге. О
том, почему это происходило и какие решения предлагали инженеры
и архитекторы, и пойдёт речь на лекции.

|
11 февраля в 19:00 - 1935. Первая линия московского
метро
Пусковой участок московского метрополитена построили в рекордные
сроки - за четыре года. А архитектурный образ 13 первых станций
и вовсе был сформирован за год. К созданию станционных залов
и входных павильонов привлекли архитекторов разных поколений
и школ. Среди них были: Дмитрий Чечулин, Николай Ладовский,
Иван Фомин, Алексей Душкин, Георгий Крутиков, Иван Таранов и
Надежда Быкова. Удивительное стилевое разнообразие тринадцати
станций первой очереди объяснялось и поисками архитектурного
образа метро, и начавшимся поворотом советской архитектуры к
"освоению классического наследия".

|
18 февраля в 19:00 - "Самое красивое в
мире". Архитектура московского метро сталинской эпохи
Сталинскую эпоху – 1930 - 1950-ые годы принято считать "золотым
веком" в архитектуре московского метро. При этом понимание
"дворцовости" эволюционировало и формировалось на
протяжении 20 лет. После довольно сдержанных станций первой
очереди, которые проектировались в переходный момент советского
искусства от авангарда к соцреализму, на второй произошла вспышка
ар деко, пространство станционных залов перестало восприниматься
как единое целое из-за обилия декоративных деталей. А уже на
станциях, открытых в годы Великой Отечественной войны, безоговорочно
воцарилась монументальная торжественность. Её апофеозом оказалась
Кольцевая линии, на станциях которой архитекторы словно соревновались,
чей проект роскошнее.

|
25 февраля в 19:00 - Ленинград:
Альтернативный проект
В 1955 году, спустя 20 лет после открытия московского метрополитена,
своя подземная транспортная система появилась и в Ленинграде.
Непростые гидрогеологические условия определили особенности
второго в Советском Союзе метро. С самого начала ленинградские
архитекторы постарались выработать особый, отличный от московского,
строгий стиль - и это у них получилось. Не отставали и инженеры,
разработавшие новые типы станций – "горизонтальный лифт"
и "ленинградский односвод".

|
3 марта в 19:00 - "Типовое
- значит лучшее". Архитектура московского метро
эпохи оттепели
Постановление о борьбе с излишествами в архитектуре 1955 года
в значительной мере коснулось облика метрополитена. От проектирования
подземных дворцов пришлось перейти к жесткой функциональной
архитектуре, основанной на унификации. Сначала экономия отразилась
на наземных вестибюлях, для которых использовали проект повторного
применения, а затем выразилась в попытке строительства наземного
метро. Символом этого периода стала эффектная станция "Ленинские
горы", а настоящей приметой времени - колонные станции
мелкого заложения, прозванные "сороконожками".

|
10 марта в 19:00 - "Третий путь".
Архитектура московского метро брежневский эпохи
В конце 1960-х начале 1970-х был объявлен так называемый "третий
путь" в проектировании московского метро. Его два постулата
- индустриализация строительства и индивидуальный облик станций,
остаются ключевыми и по сей день. Для центральных станций города
архитекторы ищут новые репрезентативные образы, а на окраинах
пытаются создать разнообразие при помощи двух конструкций -
колонной и односводчатой. Период 1980-х годов - это еще большее
стилистическое разнообразие, а в отдельных образах станций проявляются
черты постмодернизма, робко и с запозданием проникшего в советскую
архитектуру.

|
17 марта в 19:00 - Тринадцать. Метро в городах
СССР
Вслед за Москвой и Ленинградом, с 1960-х годов метро появляется
и в других городах союзных республик - Киеве, Тбилиси, Баку,
Ереване, Харькове, Ташкенте, Минске. Приемы и традиции, заданные
московским и отчасти ленинградским метрополитенами, пытались
обогатить национальными мотивами. Системы, открытые в 1980-х
- начале 90-х в Нижнем Новгороде, Новосибирске, Самаре и Екатеринбурге
(а также Волгоградский метротрам), стали результатом поиска
ответа на вопрос, каким образом должно выглядеть "нестоличное"
метро, и в некоторой степени подводили итог поискам архитектурного
образа советского метрополитена в целом.

|
24 марта в 19:00 - В зоне турбулентности: Архитектура
московского метро в постсоветскую эпоху
Для российской архитектуры рубеж XX-XXI веков оказался временем
сложных и противоречивых поисков ответов на разные вопросы,
главный из которых - как совместить традиции и современность.
Всё, что происходило в архитектуре московского метро, особенно
во второй половине 1950-х - 1980-х годах - идеи, решения и приемы,
в постсоветское время получило свежее прочтение и звучание.

|
31 марта в 19:00 - Сегодня
в мире. Современная архитектура зарубежного метро
Объекты метро и скоростного внеуличного транспорта по всему
миру постепенно перестают быть сугубо утилитарными сооружениями
- это тренд, который когда-то задал именно московский метрополитен.
Зачастую яркая, иконическая архитектура метро, наряду со зданиями
музеев, аэропортов, небоскребами, становятся элементом развития
региональной идентичности и туристического потенциала. К проектированию
метро привлекаются звезды современной архитектуры - Норман Фостер,
Сантьяго Калатрава, Заха Хадид и многие другие.

|
7 апреля в 19:00 - Продолжение следует. Архитектура
московского метро ближайшего будущего
Сегодня в Москве реализуется масштабная программа строительства
метрополитена - продлеваются существующие линии, строятся новые,
в том числе самая протяженная в мире кольцевая линия метро -
Большая. В каком стиле строится сегодняшнее метро и что будет
актуально завтра? Как новые технологии метростроения влияют
на архитектуру? Кто сегодня проектирует столичное метро? Зачем
и как проводятся архитектурные конкурсы? Ответы на эти вопросы
и будут даны на лекции.

|
14 апреля в 19:00 - Выход в город. Взаимодействие
метро с городским и природным ландшафтом
Метро - это не только транспортная система, но и важный элемент
городского ландшафта. Наземные линии и станции, входные павильоны,
технические сооружения, например, вентиляционные киоски или
электроподстанции, депо - стали неотъемлемой частью архитектурного
образа современного города. На лекции мы рассмотрим различные
принципы взаимодействия метрополитена с городским ландшафтом,
как урбанизированным, так и природным, проследим развитие этой
темы в России и других странах мира.

|
Стоимость билетов:
Лекционный билет – 400 руб.
Льготный лекционный билет – 200 руб.
Билеты поступают в продажу в день лекции за час до начала.
Использованы изображения из ресурсов wikipedia.ru
и pixabay.com
|