О ВЫСТАВКЕ
Сегодня это единственный мастер в России, который настолько полно,
весомо и широко посвятил свое творчество Дальнему Востоку: Чукотке,
Камчатке, Сахалину, Якутии, покоривших его своей неповторимой красотой.
На эту тему художником созданы обширные серии произведений в техниках
станковой и книжной графики, выразительные живописные работы. Коренной
москвич, он обрел себя далеко от столицы. Сегодня его произведения украшают
многие музейные коллекции России и зарубежья, среди них Государственный
музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, Галерея Людвига (Кёльн,
Германия), Государственный музей Востока и др.

В.Н.Петров-Камчатский. Воскресенье.
Творческая биография Виталия Петрова (Камчатского) начиналась так же,
как и у многих его сверстников: учеба в средней московской художественной
школе, затем в институте имени В.И.Сурикова. Шестидесятые годы были
для него периодом освоения профессиональных навыков, открытия своей
темы.
Произведения Петрова-Камчатского уже тогда отражали неповторимые черты
личности и мироощущения их автора. На рубеже шестидесятых — семидесятых
годов художник обращается к технике литографии, обладающей значительно
большей свободой изобразительных средств и богатством нюансов. Его цикл
«Белая Чукотка», созданный по впечатлениям от путешествий по этому краю,
как бы суммирует опыт, накопленный на протяжении предыдущих лет напряженного
профессионального труда.

В.Н.Петров-Камчатский. Пароход. 1972 г
Удивительная эмоционально-смысловая основа заложена в цикле «Белая
Чукотка». Его листы, создававшиеся в течение почти шести лет – сплав
живых впечатлений, увиденного и пережитого, одухотворенные романтической
мечтой художника о дальних странствиях, неожиданных встречах и открытиях.
Высокое бездонное небо над головой, сферически круглящаяся твердь земли
- все это подсказало необычные образные решения, словно материализовалось
в созданных мастером листах цикла «Чукотка». Работа над циклом привела
Петрова-Камчатского к необходимости поиска иных выразительных средств,
органично соответствующих качественно новым задачам реализации идейно-художественного
замысла на стыке черно-белого и цветного изображения. Так возник ряд
цветных автолитографий, в которых по-своему воплотились представления
автора о роли цвета в графике, проявился его тонкий дар колориста. Каждый
лист цикла «Чукотка», будучи содержательно и тематически связан с другими,
одновременно воспринимается как вполне самостоятельное, завершенное
произведение, подобное поэтической новелле. С редкой изобретательностью
ложатся на бумагу штрихи и линии, образуя неповторимый орнаментальный
узор, очерчиваются плоскости и выявляются объемы, создавая особую воздушную
среду, в которой происходит действие. И чем более обобщающим, собирательным
становится содержание в произведениях Петрова-Камчатского, тем с большей
свободой и непринужденностью он оперирует средствами образной драматургии.
Все эти грани творческой индивидуальности художника, в совокупности
раскрывшиеся в цикле «Белая Чукотка», получили дальнейшее развитие,
логическое продолжение в произведениях выдающегося мастера семидесятых
годов.

В.Н.Петров-Камчатский. Строят дом. 1972 г
Работы Петрова-Камчатского, такие как «Время охоты на морского зверя»,
«Берег Чукотского моря» и «Северный хлеб», свидетельствуют об усилении
эпических интонаций, появлении черт определенной монументализации содержания,
об акцентировании событийного начала в конкретной жизненной ситуации,
в изображении обыденного мотива.

В.Н.Петров-Камчатский. Апрель. Погода, 1972 г
Художником проиллюстрированы более 15 книг повестей, сказаний и былин
народов Севера и Дальнего Востока, а также созданы графические листы
к произведениям Юрия Рэтхэу, Ивана Шесталова, Владимира Санги, Чингиза
Айтматова. Книги с иллюстрациями В.Н.Петрова-Камчатского издавались
в Германии, Италии, Японии, Португалии.
Творчество мастера являет неповторимый пример верности избранной теме
и профессиональной взыскательности. Произведения Петрова-Камчатского
отмечены оптимистическим восприятием мира, ощущением его бесконечного
многообразия, вдохновенным мастерством, и особой поэтикой духовного
отношения ко всему сущему.
Фотоматериалы предоставлены Пресс-службой Российской
академии художеств
|