Хоббика занимается благоустройством территорий.  3d модели уличной мебельи
логотип Архитайм.ру
Telegram-канал АРХИТАЙМ
Архитайм вконтакте
architime во всех популярных соц.сетях
Youtube-канал ARCHITIME.RU
architime во всех популярных соц.сетях
подписка

Мероприятия для архитекторов и дизайнеров:
выставки, лекции, образовательные программы, фестивали, мастер-классы, форумы, презентации...

Выставка "Музы Монпарнаса"

 
 
С 13 июля по 3 октября 2021 года в Галерее искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков ГМИИ им. А.С. Пушкина пройдет выставка "Музы Монпарнаса", посвященная легендам парижского района Монпарнас — женщинам, задававшим тон одной из самых ярких эпох.
 
 

О ВЫСТАВКЕ

Большинство произведений предоставлены европейскими и американскими частными коллекционерами и будут показаны в России впервые. Партнер выставки — Фонд Фридриха Науманна за свободу.

Всего на выставке будет экспонироваться более 50 картин, около 100 рисунков, порядка 20 скульптур, более 20 произведений прикладного искусства, более 10 художественных фотографий, а также архивные документы и материалы. Многие из них хранятся в частных коллекциях.

В свободной и раскрепощенной среде района Монпарнас легко и быстро раскрывались таланты художниц и моделей, писательниц и коллекционеров, ярких светских фигур. Эта выставка – рассказ о наиболее важных, знаменитых и незаслуженно забытых действующих лицах художественной сцены Монпарнаса в первые десятилетия ХХ столетия.

Выставка "Музы Монпарнаса"
Выставка "Музы Монпарнаса"
Мария Васильева.1884–1957. Крыши. 1915. Собрание Владимира Царенкова, Лондон
Вера Пагава. 1907–1988. Женщина с маской. Около 1937. Холст, масло. Предоставлено Культурной ассоциацией Веры Пагавы, Париж

В последние десятилетия XIX века Париж был тем редким местом, где женщины, стремящиеся реализовать себя в искусстве, могли получить художественное образование. Пока государственные институции оказывались доступными лишь для мужчин, частные школы-«академии» открывали особые женские классы. Выпускницы этих учебных заведений сыграли важнейшую роль в сложении славы Монпарнаса как центра современного искусства. Среди учениц монпарнасских академий в 1900–1910-х годах оказались и будущие создательницы русского авангарда. Произведения Александры Экстер, Любови Поповой, Марии Васильевой и уникальный альбом ученических рисунков Надежды Удальцовой открывают экспозицию.

На Монпарнасе располагались как школы, обучавшие живописи, так и частные академии – Филиппо Коларосси и Де ла Гранд-Шомьер, где девушкам преподавали основы скульптурного мастерства. В этих двух учебных заведениях занимались в свое время такие известные мастера, как Камилла Клодель, Анна Голубкина, Вера Мухина и другие. Их работы, как и произведения других скульпторов Монпарнаса, будут экспонированы в отдельном зале выставки, напоминающем скульптурную мастерскую.

«Сестры по кисти» подавали своим коллегам-мужчинам пример сплоченности. Фраза «женское искусство» означала не только творческие возможности, но и взаимовыручку. С 1900-х по 1930-е наиболее заметны на парижских Салонах были художницы Ромен Брукс, Жаклин Марваль, Мари Лорансен, Тамара Лемпицкая, чьи работы станут своеобразным ядром всего проекта.

Следующий зал перенесет нас в атмосферу знаменитой мастерской на улице дю Мэн, 21, принадлежавшей Марии Васильевой. Это место было знакомо любому на Монпарнасе, а его хозяйка словно умудрялась быть во всех местах одновременно. На празднествах ее ждали как танцора, душу компании и даже гадалку, эксцентричную и непредсказуемую. На художественных выставках высоко ценили яркую и резковатую манеру ее картин и коллажей.

Выставка "Музы Монпарнаса" Выставка "Музы Монпарнаса"
Соня Делоне. 1885–1979. Женщины в интерьере. 1923. Собрание Владимира Царенкова, Лондон
Жаклин Марваль. 1866–1932. Кокетки. 1903. Предоставлено комитетом Жаклин Марваль, Париж

В 1924 году в Париже открывает свое «Симультанное ателье» Соня Делоне. Наряду с живописью и графикой, художница рано обратилась к дизайну и моде. В созданных ею тканях, предметах одежды и интерьера эстетика авангарда сочеталась с яркой декоративностью мотива. Это увлечение стало делом жизни и источником дохода. В «Симультанном ателье» стремились одеваться аристократки и представительницы интеллектуальной элиты, актрисы и кинозвезды.

Сердцем художественного Монпарнаса было пересечение одноименного бульвара и бульвара Распай – перекресток Вавен. С первых лет ХХ столетия здесь появились артистические кафе, среди которых особенно прославилась «Ротонда», где можно было проводить часы, заплатив лишь за чашку кофе, а стены были покрыты работами художников, часто принятыми в оплату вместо денег. Здесь заключались пари и делались карьеры, возникали романы, восходили и угасали звезды. «Ротонда» стала центром нового «вавилонского столпотворения» на Монпарнасе. Многие ее посетители, такие как Жанна Эбютерн, Кики с Монпарнаса или Юки, превратились в «живые легенды».

Когда в конце 1920-х в мире разразился экономический кризис и стали набирать силу тоталитарные режимы, беспечный праздник на Монпарнасе закончился. Тревожную и настороженную атмосферу времени наиболее чутко смогли уловить сюрреалисты. Последняя часть выставки, «Покидая Монпарнас», рассказывает об участницах этого движения — Клод Каон, Леоноре Фини, Доре Маар.

«В экспозиции мы хотели собрать воедино галерею наиболее ярких образов из тех, кто в 1900–1940-х годах утверждал роль женщины в разных областях искусства, и показать их в самом насыщенном в те времена «центре притяжения» — парижском районе Монпарнас. Именно в это время и в этом месте в спорах и соперничестве, через насмешки и непонимание постепенно сложились основы привычного для нас сегодня отношения к женщине в искусстве», — Марина Девовна Лошак, директор ГМИИ им. А.С. Пушкина.

Участники проекта: Государственная Третьяковская галерея; Государственный Русский музей; Ростовский областной музей изобразительных искусств, Государственный центральный музей кино, Российский государственный архив литературы и искусства, Городской музей современного искусства Парижа; Музей изящных искусств, Лион, Музей Камиллы Клодель, Ножан-сюр-Cен, галереи и частные собрания России, Европы и США.

Фонд Фридриха Науманна за свободу

Филиал Фонда Фридриха Науманна за свободу в Москве открылся в 1992 году. Он курирует работу в Российской Федерации и в странах Центральной Азии — Казахстане, Кыргызстане и Таджикистане. Основные направления деятельности: открытое общество и культура; верховенство закона и права человека; рыночная экономика и предпринимательство; Европейский и германо-российский диалог.

Вместе с партнёрами Фонд реализует проекты по всей стране: книжные ярмарки, выставки, показы фильмов, публикации книг, научные конференции, подкасты, встречи экспертов.

 

 

Контакты:

Тел.: +7 (495) 697-95-78

 
 

Адрес:
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина,
Москва, Волхонка, 14

 
Сайт: www.pushkinmuseum.art
© 2007 - 2024, ARCHITIME.RU
Вопросы и предложения: mail@architime.ru
Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц моложе 12-ти лет.

Подписка

поток свежих
КОНКУРСОВ и ВАКАНСИЙ

ежедневно

ВСЁ
конкурсы / новости / вакансии / подборки и мн.др.

ежедневно

ВИДЕОЛЕКЦИИ
архитектура / дизайн / урбан.

1 раз / мес

ВДОХНОВЕНИЕ
истории / новости / подборки

3 раз / нед

дайджест САМОГО ИНТЕРЕСНОГО

1 раз / нед

 
бесплатные образовательные курсы для архитекторов и дизайнеров
Роквул - эксперт в области пожарной безопасности
бесплатные образовательные курсы для архитекторов и дизайнеров
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru