О ВЫСТАВКЕ
Мастер большой формы, сценограф и автор инсталляций,
не мог не создать свою петербургскую мифологию, которая не нуждается
в присутствии человека, но сохраняет его страстную и стойкую душу. Пейзажи,
созданные московским автором, отличаются изобразительной плотностью,
цветовой насыщенностью и крепким рисунком. В экспозиции будет представлено
около пятидесяти графических и живописных работ, выполненных автором
в период с середины XX века по настоящее время.
Впервые ленинградские пейзажи появились в акварелях Мессерера 1955
года, живых, непосредственных, закапанных дождем, и уже тогда помогли
молодому художнику выделить наиболее близкие ему мотивы, уловить собственную
интонацию, не позволявшую повторять многочисленные известные произведения.
Как в поэзии, так и в живописи и графике петербургская тема остается
неисчерпаемой и позволяет раскрыться авторам с различным темпераментам
и разной «теплотой» крови. Мессерер в своем творчестве, как правило,
отличается корректностью, отточеностью пластического высказывания, поэтому
его листы подобны чеканным рифмам, которые вспоминаются во время прогулок
по гранитным плитам любимых набережных.
Главная героиня художника – река Мойка. Ее набережные, мосты и здания
олицетворяют Петербург, его особый ритм, его смены настроения, его неожиданные
ракурсы. Серия, посвященная району Мойки, складывалась не одно десятилетие,
многие листы родились из беглых зарисовок пером и фломастером, сделанных
во время частых приездов в Ленинград. Так сложилось, что в полном объеме
художник ее не показывал, выбирая для выставок лишь некоторые работы.
Но, собранные вместе, они производят впечатление цельности и продуманности
и дают возможность иначе взглянуть на самые знаменитые кварталы города.
Часть Мойки от Мало-Конюшенного моста через Большой Конюшенный до Певческого
моста можно пройти за четверть часа. Но какие поразительные архитектурные,
живописные, историко-литературные открытия делает здесь внимательный
наблюдатель. Ритмические ударения, соответствующие поворотам неширокой
реки, уже два столетия с успехом используются градостроителями. Тем
же ритмам подчинены композиции Мессерера, умеющего безупречно выстраивать
панорамные перспективы.
Представленные на выставке произведения исполнены в разных техниках,
однако являются повторением одних и тех же сюжетов. Что не должно вызывать
недоумения, потому что они позволяют увидеть знакомые места и другими
глазами, и в разнообразии душевного состояния. Пустынные, очищенные
от суеты, лишенные пешеходов и автомобилей, изогнутые набережные, дома,
мосты замерли в предрассветном полусне, и в этот момент они принадлежат
только прошедшему времени. Это чудесное состояние отрешенности, вечности
бытия, в которое на краткий момент погружен город, помогает снова и
снова восхищаться его бесконечно странной, «умышленной» и неповторимой
красотой.
Рисунки прессованным углем, в отличие от работ, выполненных маслом
на холсте, обладают собственной энергетикой, присущей тому авторскому
усилию, которое рождает линию на бумаге. Чередование короткого быстрого
штриха и тонированных плоскостей воды и на бережных первого плана позволяет
Мессереру подчеркнуть необходимый контраст между стоящими на месте зданиями
и движением вдоль их линии. Особенно живописными в черно-белом варианте
вы глядят просветы белого листа, которые акцентируют меняющееся свето-теневое
освещение и усиливают общее состояние драматического напряжения. Замечательно
точно решены художником переходы к дальним и ближним планам, взгляд
с одного берега на другой, разбег набережной, будто спустившейся с моста
(«Мойка. Вид с Большого Конюшенного моста», «Вид на Мойку со стороны
Певческого моста»).
Живописные произведения позволяют добавить новую интонацию в изобразительное
повествование о Мойке. Цвето-пластическое решение опирается не на скрытый
драматизм, который ощутим в угольных рисунках, но на иное представление
о городе – пышном, блистательном Санкт-Петербурге. Не случайно район
Мойки соседствует с Дворцовой площадью, Миллионной улицей и Большой
Невой. Одни и те же пейзажные панорамы в живописи предстают как величественные
и торжественные, поддержанные цветом воды тусклого золота, мрачно сияющей
в просветах набережных («Вид на дом Аракчеева», «Вид с Певческого моста»,
«Большой Конюшенный мост»).
Выставка произведений, посвященная Ленинграду-Петербургу, вновь открывает
неожиданные ракурсы восприятия одного из величайших городов мира, рождает
новые чувства и размышления, связанные с ним.
Материал подготовлен на основе статьи искусствоведа
Натальи Козыревой
Фотоматериалы предоставлены Пресс-службой Российской
академии художеств
|