О ВЫСТАВКЕ
Экспозиция, в которую включены около 400 произведений,
демонстрирует широкую панораму развития кинетического искусства в 1960–1970-х
годах, прослеживая его связь с авангардистскими экспериментами начала
века и художественными практиками современности.

"Лаборатория Будущего…" — крупнейшая выставка современного
искусства, осуществленная в пространстве Западного крыла Третьяковской
галереи, где музей проводит яркие междисциплинарные проекты, связанные
с поиском актуальных смыслов и форм в современном искусстве, воплощенных
новыми пластическими средствами. Кроме того, этот проект продолжает
традицию демонстрации актуального среза художественной жизни. Архитектура
здания позволила объединить в одной экспозиции больше крупномасштабных
объектов и инсталляций, появились специальные видеозалы, расширился
список имен выставляемых художников. Время рождения кинетического искусства
и проекта здания на Крымском Валу практически совпало, и это способствует
появлению глубокой исторической и эстетической связи между ними.
В основе кинетического искусства лежит идея трансформации: как художественной
формы, так и самого процесса восприятия. Подвижность, изменчивость,
нестабильность — определяющие качества для динамических произведений,
преобразование которых происходит с помощью механических сил или визуальных
эффектов. Возникнув одновременно в различных регионах мира в послевоенную
эпоху, кинетизм был во многом связан с идеей реабилитации технического
прогресса и формированием информационного общества.

Наравне с научным авангардом художники-кинетисты изобретали визуальные
системы передачи информации, исследовали особенности образного мышления,
экспериментировали с новейшими технологиями и материалами. Такие темы,
как полисенсорность восприятия, алгоритмизация творческого процесса,
процессуальность, интерактивность, виртуальность, определяли актуальную
художественную проблематику того времени. Художники не только искали
новые формы воплощения своих замыслов, но и реализовывали их в сфере
дизайна, архитектуры, градостроительства, организации окружающей среды.
Таким образом кинетизм стал не просто направлением искусства, но и своеобразной
лабораторией, где художники генерировали альтернативные версии реальности
и того будущего, в котором мы сегодня оказались. То, что когда-то виделось
художественным экспериментом, теперь во многом является частью нашей
повседневной жизни.
Экспозиция в Новой Третьяковке включает разнообразные формы и жанры
кинетического искусства: мобили, самонапряженные конструкции, трансформирующиеся
скульптуры, оптическую живопись, графику, коллаж, фотографию, видеопроекции,
звуковые и световые инсталляции, интерактивные объекты. Представлены
работы известных художников-кинетистов, создавших основной комплекс
произведений в 1960–1970-х годах, и их предшественников — главных представителей
русского авангарда начала XX века, а также современных авторов.
Выставка состоит из четырех разделов, в каждом из которых выявлены
наиболее характерные черты кинетизма и показано развитие его основных
идей. Однако при создании выставки кураторы стремились уйти от герметичной
структуры, с четким делением между разделами, а благодаря архитектуре
выставочного пространства сделали их взаимопроникаемыми.

Раздел "Лаборатория зрения" посвящен исследованию визуального
восприятия и художественным экспериментам по расширению его возможностей.
«Лаборатория искусствометрии» демонстрирует работы, для которых важны
точный расчет и рациональная объективация художественного процесса.
Раздел "Лаборатория среды" собрал проекты по переустройству
окружающего пространства в области архитектуры, дизайна, театра. В "Лаборатории
синестезии" представлены проекты, авторы которых используют мультисенсорный
подход и реализуют идею всеобъемлющего произведения.
Куратор: Юлия Аксёнова
Сокураторы: Анна Колейчук, Андрей Смирнов, Наталья Сидорова (Государственная
Третьяковская галерея)
Архитектор выставки: Ксения Лукьянова
Консультант: Любовь Пчёлкина (Государственная Третьяковская галерея)
Графический дизайн: Андрей Шелютто / Ирина Чекмарева
|