О ВЫСТАВКЕ
ВХУТЕМАС – многопрофильное высшее учебное заведение, появившиеся в
1920-м году на волне реформирования художественного образования в стране.
Созданная здесь система преподавания кардинально отличалась от ранее
существовавшей и транслировала идею универсальности художественных законов.
Творчество не мыслилось в отрыве от практики и было призвано решать
насущные утилитарные вопросы. В структуре ВХУТЕМАСа особое место занимал
архитектурный факультет, все преподаватели которого были практикующими
архитекторами.

7. М.П. Коржев. Производственное задание на выявление массы и веса.
Склад. 1922. Планы. Разрез. Фасады. Перспектива. Аксонометрия.
"Во ВХУТЕМАСе, как и в немецком Баухасе, разрабатывалась инновационная
система преподавания художественных дисциплин, – подчеркивает куратор
выставки Полина Стрельцова. – Две школы возникли одновременно и получили
мировую известность и признание. Но в отличие от Баухаса, где делался
упор на подготовку универсальных специалистов по работе со средой –
художников-дизайнеров, во ВХУТЕМАСе архитектурный факультет с момента
образования школы занимал лидирующие позиции".

А.А. Веснин. Проект оформления здания ВХУТЕМАСа к 10 годовщине Октябрьской
революции. Эскиз. 1927.
Главная идея выставки Музея архитектуры – рассказать о творческих методах
преподавания архитекторов через их собственные проекты различных сооружений,
созданные за период 10-летнего существования ВХУТЕМАСа (с 1927 года
- ВХУТЕИНа). Канва повествования выставки опирается на хронограф, где
собраны важные вехи насыщенной жизни факультета, находившегося в процессе
постоянного поиска новых алгоритмов работы и разработки актуальной для
эпохи архитектурной пропедевтики. Визуальные материалы поделены на несколько
разделов, каждый из которых раскрывает деятельность определенной мастерской.

К.С. Мельников. Дворец Труда в Охотном ряду. Москва. Конкурсный проект.
1923. Перспектива.
Внутри факультета нередко происходили изменения, поэтому деление условное,
однако кураторы выделяют основные мастерские и направления факультета:
1) мастерскую Алексея Щусева; 2) конструктивистов (Леонид и Александр
Веснины, Иван Леонидов); 3) рационалистов (Николай Ладовский, Владимир
Кринский); 4) мастерскую Ивана Жолтовского (Моисей Гинзбург, Сергей
Чернышев); 5) мастерскую Новой академии (Илья Голосов и Константин Мельников);
6) основоположников отечественного градостроительства (Владимир Семенов,
Борис Коршунов); 7) реставрационные школы (Иван Рыльский, Сергей Торопов).

И.А. Голосов. Конный завод в Останкино. Конкурсный проект. 1922. Фасад,
план.
На выставке представлено более 200 предметов, среди которых архитектурная
графика и живопись, макеты, фотографии и другие подлинные материалы
из фондов Государственного музея архитектуры им. А.В. Щусева, Российского
государственного архива литературы и искусства (РГАЛИ), Музея архитектуры
и дизайна УрГАХУ, архива семьи А.В. Щусева, архива семьи Ф.О. Шехтеля,
архива семьи С.Е. Чернышева, Канадского центра архитектуры (CAA). Многие
экспонаты будет показаны широкой публике впервые.
Кураторы выставки: Полина Стрельцова, Ирина Чепкунова.

Неизвестный автор. Отвлеченное задание на выявление геометрических свойств
формы. Параллелепипед. Начало 1920-х. Перспектива. План. Развертка.
Фотоматериалы представлены Пресс-службой Государственного
научно-исследовательского музея архитектуры имени А.В. Щусева
|