О ВЫСТАВКЕ
В Еврейском музее и центре толерантности открылась уникальная
выставка с ироничным названием
""Маленькое" искусство".
 |
Павел Басманов "Проводы лета"
|
Выставка собрана из более чем 130 работ Исаака Левитана, Василия Поленова,
Валентина Серова, Ильи Репина, Михаила Врубеля, Константина Сомова,
Казимира Малевича, Антонины Софроновой, Льва Бакста и других художников.
Небольшие, а порой совсем маленькие по формату работы демонстрируют
то, что подлинное искусство не может быть большим или маленьким. Впечатление,
которое останется у зрителей от посещения этой выставки, гарантированно
будет огромным!

"Маленькая" выставка объединила в себе живописные, графические
и скульптурные произведения, которые, по причине небольшого формата,
редко попадают на вернисажи, и потому мало известны широкой аудитории.
Выставка состоит из нескольких разделов, рассказывающих о разных смысловых
воплощениях произведений маленького размера. Первая часть связана с
наиболее понятной, вспомогательной функцией небольшого наброска. На
примере работ Левитана, Поленова, Репина и других художников мы проследим
движение от замысла в маленькой композиции к известным полотнам.
 |
 |
Со смещением академического распорядка в искусство модернистов приходит
новое значение неоконченного рисунка, легкость отсутствия сюжета. Об
этом вторая часть выставки. Маленькие форматы бумаги (у нее в это время
новый удельный вес) с большой ясностью передают ценные свидетельства:
манеру и последовательность работы художника. Быстрый рисунок сохраняет
движение руки, (острое и очень точное у Бакста), а в акварелях Константина
Сомова и без пояснения из его дневника видно, как скрупулезно художник
работал даже над небольшим листком.

"Современная нам форма в искусстве – исследовательский институт",
– так Казимир Малевич определил направление работы своего окружения.
В Петрограде в 1924 году супрематисты работали над открытием универсальных
формул мироустройства, а каждая композиция становилась их воплощением.
Следующая часть экспозиции – о пафосе авангарда, его стремлении изменить
большие и маленькие формы предметов. На выставке будет представлена
уникальная графика Казимира Малевича, Михаила Ларионова, Николая Суетина,
Ильи Чашника и других авторов авангардных движений 1910-1920-х гг.
"Камерное" – последняя тема в контексте разговора о "маленьком"
искусстве – возникла во многом в связи с лагерными миниатюрами Михаила
Соколова. Оказавшись в заключении, художник пытался сохранить возможность
работать, используя доступные в условиях преследования материалы. Так
появился цикл крошечных работ, близких к формату спичечного коробка.

Способность вместить в небольшой листок огромные человеческие переживания
свойственна художникам, оказавшимся в 1930-е годы на периферии художественного
пространства: Александру Шевченко, Павлу Басманову, Антонине Софроновой
и многим другим.
Экспозиция скомпанована из работ, предоставленных Государственным
музеем изобразительных искусств им. Пушкина, Государственной Третьяковской
галереей, Государственным музеем-заповедником "Петергоф",
Государственным музеем архитектуры им. Щусева и другими музеями, а также
частными коллекционерами.

Для посетителей с разными типами инвалидности разработаны специальные
программы, которые помогут людям с ограниченными возможностями ознакомиться
с выставкой.
Куратор выставки: Мария Гадас.
Проект реализован при поддержке бизнесмена и основателя Благотворительного
фонда "САФМАР" Михаила Гуцериева.
-----------------------------------------
Фотоматериалы © Галина Белых
КОПИРОВАНИЕ ЗАПРЕЩЕНО БЕЗ АКТИВНОЙ ССЫЛКИ НА ARCHITIME.RU
-----------------------------------------
|