О ЦИКЛЕ ЛЕКЦИЙ
В ходе лекций слушатели смогут проследить ход развития русского барокко:
от его предшественника — своеобразного "нарышкинского стиля"
конца XVII века, через эксперименты петровского времени, к яркому расцвету
елизаветинского барокко середины XVIII столетия и его постепенному угасанию
после воцарения Екатерины II.
Лектор - Кирилл Владимирович Постернак - научный сотрудник Музея архитектуры,
заведующий сектором Биографического словаря архитекторов, специалист
по русской архитектуре XVIII века.
ПРОГРАММА ЦИКЛА:
19 января в 19:00 - Петровское барокко в Москве
Возвращение в 1698 году в Москву Великого посольства Петра
I дало новое направление развитию русского зодчества. Буквально
в течение нескольких лет в Москве и Подмосковье появился целый
ряд построек, явно вдохновленных европейской архитектурой. В
их возведении принимали участие не только русские, но и специально
приглашённые иностранные мастера. К этому же времени относится
распространение новых типов производственных, административных
и общественных зданий, дотоле неизвестных русскому зодчеству.

|
26 января в 19:00 - Основание и начало строительства
Санкт-Петербурга
Основание Санкт-Петербурга в 1703 году стало ключевым событием
в истории русской архитектуры. Именно здесь отрабатывались и
закреплялись новые решения во всех сферах архитектурной науки:
от фортификации и градостроительства до убранства интерьеров.
Над планировкой и застройкой Санкт-Петербурга работали многочисленные
иностранные архитекторы, среди которых были лучшие мастера своего
времени.

|
2 февраля в 19:00 - Санкт-Петербург — новая
столица России
В 1712 году Санкт-Петербург был официально объявлен столицей
русского государства. Желая ускорить строительство города, а
также собрать лучшие кадры со всей страны, в 1714 году Петр
I издал знаменитый указ, запрещавший каменное строительство
повсюду в России, кроме Санкт-Петербурга.

|
9 февраля в 19:00 - Упадок
и возрождение: архитектура барокко после Петра I
К началу 1720-х годов многие петровские проекты были полностью
или частично воплощены в жизнь. Окончание Северной войны создало
благоприятные условия для развития отечественной архитектуры,
но смерть Петра I в 1725 году помешала дальнейшему осуществлению
его планов. Интенсивная строительная деятельность в Санкт-Петербурге
и его окрестностях прекратилась. Многие иностранные мастера
покинули Россию. Лишь стабилизация политической ситуации в царствование
Анны Иоанновны в 1730–1740-е годы вкупе с окончательным перемещением
русской столицы в Санкт-Петербург способствовала подъёму в области
гражданского и церковного строительства. К этому времени относится
начало деятельности первых русских архитекторов, получивших
европейское образование.

|
16 февраля в 19:00 - Растрелли. Начало пути
Франческо Растрелли (1700–1771) — крупнейший русский архитектор
эпохи барокко. Начало его творческой деятельности относится
к петровскому времени. Уже в середине 1730-х годов молодой зодчий
обратил на себя внимание императрицы Анны Иоанновны и ее фаворита
Бирона, возводил дворцы в Петербурге, Москве и Прибалтике. Переворот
1741 года, приведший к власти дочь Петра I Елизавету, едва не
стал для Растрелли катастрофой, однако архитектор смог быстро
восстановить своё положение при дворе и даже получить новые
заказы на перестройку царских резиденций.

|
2 марта в 19:00 - Растрелли. В зените славы
Добившись покровительства императрицы Елизаветы Петровны, Растрелли
возглавил все важнейшие стройки в России. Созданные им торжественные
ансамбли — Зимний дворец и Смольный монастырь в Санкт-Петербурге,
дворцово-парковые ансамбли в Царском Селе и Петергофе — стали
вершинами русской архитектуры середины XVIII столетия.

|
9 марта в 19:00 - Елизаветинское
барокко в Петербурге
Царствование Елизаветы Петровны (1741–1761) — золотой век русского
барокко. В этот период выдвинулась целая плеяда русских зодчих,
которые вместе с Растрелли стали создателями ликующе-праздничного
стиля, именуемого сейчас "елизаветинским барокко".
Важнейшие его памятники были сосредоточены в столице русского
государства — Санкт-Петербурге.

|
16 марта в 19:00 - Елизаветинское барокко в
Москве и провинции
Основные творческие силы в России середины XVIII века были
сосредоточены в Санкт-Петербурге. Тем не менее, Москва и провинция
не остались в стороне от художественных новаций. Местные мастера
разрабатывали собственные варианты парадного "елизаветинского"
стиля, опираясь на локальные художественные традиции.

|
23 марта в 19:00 - Архитектура барокко екатерининского
времени
С воцарением в 1762 году Екатерины II в архитектуре Санкт-Петербурга
восторжествовало новое стилистическое течение — классицизм.
Лишь для загородных дворцов и увеселительных павильонов допускались
игривые формы рококо или "китайского" стиля. Виднейшие
зодчие эпохи барокко в течение нескольких лет получили отставку.
Тем не менее, барокко в России не исчезло одномоментно. Выдающиеся
барочные памятники, относящиеся, главным образом, к области
церковной архитектуры, создавались в Москве и провинции вплоть
до конца XVIII века.

|
Лекция пройдёт в онлайн-формате, на бесплатной платформе Zoom.
Стоимость билета на онлайн-лекцию - 200 руб.
Использованы изображения из ресурсов wikipedia.ru
и pixabay.com
|