Подведены
итоги воркшопа "Вторая жизнь бумажной архитектуры"
|
Победила исследовательская работа "Бумажная архитектура
эпохи Великой французской революции XVIII-XIX. Влияние на мировые тенденции
в архитектуре".
Работу выполнила команда-победитель в воркшоп-исследовании, посвященном
изучению бумажной архитектуры в составе студентов-архитекторов.
Куратор исследования: Ашарина Мария (МАрхИ, 2 курс)
Участники команды:
Дмитриева Лада (НовГУ, 5 курс)
Рашидова Анна (МАрхИ, 5 курс)
Обиджанов Атхам (МАрхИ, 2 курс)
Пастухова Глория (МАрхИ, 2 курс)
Мархаева Александра (НГУАДИ, 3 курс)
Великая французская революция конца XVIII века. Почему великая? В России
ей уделялось особое внимание. Ленин писал: "Возьмите великую французскую
революцию. Она недаром называется великой. Для своего класса, для которого
она работала, для буржуазии, она сделала так много, что весь XIX век,
тот век, который дал цивилизацию и культуру всему человечеству, прошел
под знаком французской революции. Он во всех концах мира только то и
делал, что проводил, осуществлял по частям, доделывал то, что создали
великие французские революционеры буржуазии...". На переворот во
Франции в конце XVIII века повлиял политический, экономический и социальный
кризис. Перемен требовали все: и представители буржуазии, и горожане,
и простые рабочие и крестьяне.
Под знаком этой революции трансформировалась и архитектура. Возникает
новое движение во Франции в конце XVIII. Происходит накопление черт,
отвечающих утилитарным требованиям нового уклада жизни. Основной стилевой
системой остается классицизм, однако он проходит сложный путь развития
в предреволюционный период: республиканский, консервативный и академический.
Стремление создать новую комбинацию элементов в композиции характеризуется
поиском фантастичных решений, отказом от повседневной жизни и стремлением
в далекое будущее. Хотя предпосылки ни в функциональном, ни в конструктивном
развитии типов зданий еще не доведены до совершенства, но они оказывают
значительное влияние на творчество консервативно настроенных архитекторов.
Утопические попытки порождают склонность к мегаломании, новым композиционным
приемам, чистой геометрии и т.д.
Нововведения переплетаются с традиционным классицизмом. Несмотря на
его стилевую и художественную непоколебимость, начинают проявляться
противоречия между архитектурными формами и назначениями зданий, между
утилитарными требованиями и строгостью устоявшейся системы.
Период интенсивной работы архитектурной мысли приходится на трех великих
"бумажных" революционеров Франции - Клод-Николя Леду, Этье
Луи-Булле и Жан-Жак Леке?. Они понимают, что цель их архитектуры - воплощение
концептуальной идеи, а не функции здания. Искусство классицизма является
лишь отправной точкой в развитии утопических представлений.
Работы архитекторов-рисовальщиков отражают предстоящий перелом в будущем
архитектуры. Architecture parlante ("говорящая архитектура")
пропагандирует новую, чистую геометрию, свободу мысли, стремление в
вечность и т.п. Эти постулаты продолжают направлять архитекторов на
создание новых образов. Мир бумажной архитектуры оказал влияние на многие
зародившиеся позднее стили.
Особое влияние "разговорчивая архитектура" оказывает на модернизм,
брутализм, конструктивизм и деконструктивизм. Здесь кардинально меняется
подход к формообразованию и эстетическому решению. В каждой из этих
эпох архитектура очищает и развивает нового человека.
Период модернизма XX века - дух романтизма, в котором возникают все
те же идеи - идеи правды, поиск подлинной реальности, отличной от действительности.
Интерес к вопросу мироздания человека и природы остается прежним. Модернизм
преподносит новые архитектурно-строительные принципы, при этом обращается
к искусству классической эпохи.
Брутализм середины XX века, "решительно широкобедрый и массивно
бородатый", задумывается в качестве отхода от буржуазных элементов
модернизма. Его отличие от модернизма и соответствие с "говорящей
архитектурой" заключается в грубости и массивности, а также в экспрессионизме,
исключающем функционализм.
Конструктивизм же в свою очередь является еще одним масштабным переломом
в обществе. Перелом происходит ввиду стремительного научно-технического
прогресса во второй половине XIX века. Грандиозные перемены проявляются
не только в структуре семьи и могуществе технологий, но и в вере в безграничность
человеческого разума. Формируются основные принципы современной архитектуры:
утилитарность, отсутствие декора, строгая лаконичность форм. На смену
утомительному академизму приходит радикальный разум науки. Точно так
же, как и в XVIII веке на смену классицизму приходит "бумажная"
архитектура, так и конструктивизм XX века приходит на смену академизму,
тем самым завершая классическое искусство и его идеологию. Архитектура
перерождается в ином, новом облике, продолжая отвечать потребностям
современного общества.
Правила существуют, чтобы их нарушать. Так же считают последователи
следующего стиля. Деконструктивизм конца XX века - направление постмодернистских
архитектурных тенденций. Философия заключается в нарушении привычной
человеческой мысли ради воплощения новой чистой формы. Несмотря на некую
имитацию других направлений, деконструктивисты следуют своему правилу:
"ломают" форму и представляют ее в другом свете. Так же, как
и французские "бумажники" в своё время "сломали"
представление о традиционном архитектурном сооружении. Буквальная острота
и резкость - новая интерпретация данного направления. Архитектура ставит
человека в замешательство, апеллируя двумя вещами: эмоциями и ассоциациями,
пренебрегая функциональностью.
Интересно и влияние на архитектурные сооружения в наши дни. Мы говорим
о, своего рода, символизме. Уровень технологического прогресса на сегодняшний
день позволил всячески экспериментировать и "заигрывать" с
представлением об архитектуре. Таким образом появляются причудливые
архитектурные сооружения в виде, например, слона, самолёта или кофемолки.
Мы уверены, что авторы этих проектов хорошо знакомы с творчеством архитектора-фантазёра
Жан-Жака Лекё. Речь идёт о воображаемом мире Лекё: Ворота перед охотничьими
угодьями с бычьими головами, дом в виде быка, дом в виде слона в разрезе,
проект "Замок". Современники этого мастера и предположить
не могли, что такой подход к архитектуре когда-то может стать реальным.
Важно отметить, что помимо проведенной нами аналогии между упомянутыми
стилями и бумажной архитектурой эпохи французской революции, мы проследили
особенное к ней отношение со стороны известного архитектора Ле Корбюзье.
В своих осуществленных проектах Корбюзье "рассуждает" и объясняет
процесс формообразования, исходя из философии французских "бумажников".
Пристрастие к гигантомании, конструктивной и внешней гладкой безупречности
является отсылкой к революционной архитектуре Леду, Булле и Леке?. А
использование стекла архитектором в постройках делает их более просторным
и открытыми. Благодаря исследованию Корбюзье мы можем проследить движение,
прочувствовать объем и насладиться внешним обликом зданий. Это не большая,
но яркая часть нашего архитектурного наследия.
Леду, Булле и Леке? - истинный эпатаж вне времени. Это пример безграничной
фантазии, стремления к идеалу и свободе. Благодаря непризнанным гениям
своего времени мы движемся вперед и становимся независимыми. Наверное,
поэтому мы часто обращаемся именно к архитектуре и проблемам тех эпох,
которые перерождали наш мир в стремлении к совершенству. Мы продолжаем
искать, пытаться, пробовать, смотреть и видеть вновь и вновь, возвращаясь
к началу. Мы идем по этому бесконечному кругу идей. Каким бы ни было
начало, оно одно - бумага и карандаш, "бумажная" утопическая
и такая противоречивая архитектура.
Библиография:
Клод-Николя Леду. Архитектура, рассмотренная в отношении к искусству,
нравам и законодательству. перевод с французского на русский: Оксана
Махнева-Барабанова. Том 1. Екатеринбург: Архитектон - Издательство УралГАХА,
КАНОН, 2003.
Леду Клод-Николя. Архитектура, рассмотренная в отношении к искусству
нравам и законодательству. Место: издательство Квадрат, 2003.
"Революция и наследие/наследие революции"// Ю.Ю. Бахарева
Н.В. Марушина О.Б. Жукова В.А. Семенов, КГИОП Санкт-Петербурга, 2017.
Русева В.."Клод Николя Леду". Место: Комсомольская правда|Директ-Медиа,
2014
+ открытые интернет-ресурсы.
О ПРОЕКТЕ
Участники разделятся на пять команд и погрузятся в изучение одной из
тем: "Бумажники эпохи французской революции", "Авангардисты
20-х", "Москва 70-х", "Новосибирск 80-х", "Виртуальная
бумажная архитектура современности".
Помогать в этом будут кураторы, которые, как и участники, такие же
заинтересованные студенты, готовые поделиться своими знаниями и опытом!
Вместе они выявят особенности, присущие тому или иному периоду, и составят
большую сравнительную таблицу. Вся работа будет проходить в Miro и Zoom.
В конце воркшопа кураторы и участники выберут команду, исследование
которой окажется лучшим и будет опубликовано в архитектурных интернет-изданиях.
А его авторы получат в подарок любой образовательный курс от команды
Future Architects.
Подать заявку на участие можно до 23.01 включительно
ПОДАТЬ
ЗАЯВКУ
Информация о воркшопе: instagram.com/f.a.community
Информация о фестивале БУМ: instagram.com/bum_arch
Курсы от Future Architects: futurearchitects.ru/education
|