Хоббика занимается благоустройством территорий.  3d модели уличной мебельи
логотип Архитайм.ру
Telegram-канал АРХИТАЙМ
Архитайм вконтакте
architime во всех популярных соц.сетях
Youtube-канал ARCHITIME.RU
architime во всех популярных соц.сетях
подписка

Новости и статьи

Почему важен тандем архитектора и девелопера: от сотрудничества к уникальному продукту

Подписка на пятничный дайджест
самое интересное
1 раз / нед
Почему важен тандем архитектора и девелопера: от сотрудничества к уникальному продукту
Фото: Luis Quintero
Опыт 20-летней давности, когда архитектору отводилась не самая значительная роль, а девелопер решал все ключевые вопросы, уходит в прошлое. Сегодня обе стороны стремятся к созданию эффективного конечного продукта, а это возможно только в командной работе. На первый план выходит качество и разнообразие как ключевые конкурентные преимущества. На круглом столе, организованном Школой девелопера и агентством Plan The Best, эксперты из ГК «Инград», ATRIUM и Wowhaus обсудили важность тандема архитектора и девелопера, его специфику и вызову в новых реалиях.
 
 
Антон Надточий, сооснователь и соруководитель архитектурной мастерской ATRIUM Россия:

Раньше девелоперы занимали довольно жесткую позицию и воспринимали архитекторов как негативный раздражающий фактор: они навязывают неудобные и сложные решения, а на самом деле имеют только одну нужную функцию — согласование с городом. Прошло 20 лет, и характер взаимодействия поменялся кардинальным образом. Архитекторы и девелоперы слились в едином порыве понимания важности совместной задачи, что привело к улучшению конечного продукта и среды, которая возникает в проектах.

Важный критерий успешности любого проекта — комплексный подход. Для нас создание живой среды — это прежде всего визуальное разнообразие, уход от традиционной ортогональной сетки в архитектурных и планировочных решениях, использование максимально разной типологии городских пространств, различная высотность застройки. Особое значение обретает поиск идентичности — образа и атмосферы, которые были бы адекватны выбранной территории и делали ее узнаваемой.

На перегретом рынке, когда скупается практически все, девелоперам, конечно же, проще продавать однотипный продукт. Но ситуация меняется, конкуренция растет, и качество выходит на первый план. Разнообразие в проектах становится одним из ключевых преимуществ. Наша общая с девелопером задача заключается в том, чтобы любой покупатель нашел в нашем проекте то, что захотел бы приобрести: в разном ценовом диапазоне, но с максимальными качественными характеристиками.

На мой взгляд, абсолютно нормальный способ взаимодействия, когда архитектор определяется на основании конкурса. Архитекторы отличаются своим собственным видением — на одну и ту же площадку они могут предложить совершенно разные решения, а девелопер может выбрать из них наилучшее.

Второй момент — качественно составленное техническое задание. Задача архитектора, работая с ограничениями, создать востребованную среду, которой будет приятно пользоваться. Очень важно начинать с градостроительных решений, а уже потом переходить к архитектуре и ландшафту. Правильный конечный продукт получается тогда, когда идет единая командная работа, в которой девелопер играет не менее важную роль, чем архитектор.

 

Светлана Зайцева, директор по продукту ГК "Инград":

Союз архитектора и девелопера очень важный — от успеха совместной работы зависит успех девелопера. Продуктолог как связующее звено стоит между девелопером и архитектором. Желательно сделать продукт таким способом, чтобы не было перекоса и каждому элементу - конечному потребителю, акционеру застройщика и архитектору - уделили достаточно внимания и достигли целей каждого. Рынок строительства и архитектуры очень созидающий. На этом рынке люди стремятся работать друг с другом, не разрушая, а, наоборот, создавая связи.

Если говорить о принципах успешного тандема, можно выделить несколько:

Общность ценностей и взглядов. Новое время предъявляет к нам всем очень высокие требования. Работа архитектора сейчас многофункциональна: он должен быть и немного девелопером, и продуктологом, и аналитиком, и маркетологом. Каждая новая площадка — это новые вызовы и задачи.

Наше окружение во многом определяет нас, так и архитектор влияет на то, что получится в конечном итоге. Уже на этапе выбора архитектора, в режиме конкурса, всегда можно попробовать взаимодействовать друг с другом, транслировать свои ценности, начиная с градостроительного подхода к участку и заканчивая деталями. В конкурсном отборе девелопер понимает, какой взгляд на площадку ему ближе, и тогда же оценивается финансовый результат каждой конкурсной концепции, так происходит выбор архитектора в рамках архитектурного конкурса.

Активная коммуникация без формализма и бюрократии. Ответственность девелопера не заканчивается выбором архитектора и подписанием договора — это прохождение всего пути проектирования с архитектором и постоянное получение обратной связи. Только в командной работе может родиться качественный продукт. С архитектором хочется диалога. Корифеи часто навязывают девелоперу свои взгляды. Здесь нужно найти баланс: по компетенциям своих сотрудников-архитекторов бюро нужно быть как корифей, а по гибкости и открытости к диалогу и ко всему новому — как молодое начинающее бюро. Где-то в середине и есть секрет успеха в сотрудничестве с девелопером.

Очень часто архитектурные команды после первых замечаний просят предоставить комментарии на официальном бланке и в этот момент рушится самое главное — человеческое общение. Не все можно прописать на языке бюрократии, что можно объяснить и рассказать словами. Мы всегда обмениваемся взглядами в процессе работы, нет какого-то догматизма или лишней бюрократии. Это союз равных. Здесь не должно быть никакого давления — только партнерское открытое обсуждение.

Все вопросы очень быстро решаются, если «вбросить» их в чат, описать проблематику, предложить свое решение и спросить у коллег, как они на это смотрят. Это позволяет быстро сдвинуться с места. Если наладить с архитектурной командой человеческий контакт и творческую работу в мессенджерах, которые вам удобны, получите только дополнительные плюсы.

Еще один важный принцип — ясность целей девелопера. Когда девелопер бежит осваивать площадку и еще не представляет, какой у него актив в руках, может возникнуть взаимное непонимание с архитектором. Нет ясного представления — нет четкого технического задания. Тогда архитектор работает с площадкой на свое усмотрение и оказывается, что сделано не то, что нужно рынку.

Сначала должен быть произведен большой аналитический блок работы. Нужно четко представлять, чего девелопер хочет от площадки: какой класс жилья там реализовать, какую квартирографию, какая должна быть архитектура, что должно быть и чего точно не должно быть. Когда есть ясность целей в ТЗ, архитектору проще сделать работу, которая максимально будет соответствовать задаче.

Четкие договоренности и их соблюдение. В совместной работе не должно быть внезапных «поворотов руля», должна быть последовательность действий. На берегу нужно договориться об объеме работ, стоимости и сроках, и соблюдать договоренности на протяжении проекта с обеих сторон.

Запрос девелоперов к архитекторам не меняется. Он остается таким же, каким и был: профессионализм, гибкость, умение быстро находить решения и реагировать на изменяющуюся нормативную базу, знание продукта, умение быстро найти замену материалов. Кардинально новых вводных не появляется.

Велика роль благоустройства в девелоперских проектах, потому что для конечного потребителя — это лицо проекта. Самое первое и самое сильное впечатление составляет триада архитектура-благоустройство-входная группа. Важнейшая вещь — это двор и прилегающие к дому территории. Все лидеры рынка соревнуются друг с другом по благоустройству, добавляя свои фишки. Например, городские огороды, где жители могут посадить кухонные травы и зелень, инклюзивные площадки или тропу здоровья. Так двор становится не только местом отдыха, но и дает возможность получить развитие и организовать сообщества.

Сегодня девелоперы выполняют ряд требований в отношении зеленого строительства. Если говорить о проектах высокого уровня и качества, любой из них можно смело сертифицировать по «зеленому» стандарту. Зеленое строительство — это путь к устойчивому развитию, от которого никто не будет отказываться. Зеленая повестка в России никуда не уйдет и будет развиваться в другой форме. Вопрос, как сертифицировать, какими стандартами пользоваться, на какой базе какого оборудования выполнять эти стандарты, из чего собирать «зеленую сертификацию».

Девелоперам нужно узнать о существовании начинающих и пока еще не популярных бюро, для этого этим бюро необходимо начать коммуникацию с девелопером. Часто в тендере выбирают не столько медийных, сколько опытных архитекторов, у кого есть портфолио проектов — людей, в которых девелопер уверен, поскольку нет желания рисковать и терять время на обучение архитектора. Нужна команда, которая сможет проектировать дом, а дом сейчас по сложности как космический корабль. Жилой комплекс — это уже многофункциональный центр: и коммерческий, и образовательный, и спортивный. Нужно уметь с этим работать.

Молодым бюро нужно заявить о себе и убедиться, что в команде есть профессиональные и компетентные люди, которые делают не второй по счету проект после диплома. Потому что риски у застройщика очень велики, но это не означает, что девелоперы не заинтересованы в новых командах. Рынок тоже должен обновляться.

Всегда можно сделать и предложить свой проект вне конкурса, представить свою концепцию. Были случаи, когда именно такие бюро выстреливали. Все девелоперы достаточно открыты, поэтому не бойтесь знакомиться и общаться. Кроме того, большие бюро не будут браться за маленькие задачи, а они могут быть очень важными. Локальные задачи девелопера — это возможность для молодых архитекторов проявить себя. И, конечно, стоит помнить о том, что девелоперский рынок продолжает расти, поэтому место найдется каждому.


Иван Крашенинников, архитектор, руководитель проектной группы бюро Wowhaus

Принцип успеха — совместная работа архитектора и девелопера на самых ранних стадиях определения концепции. И далее — чтобы работа в команде продолжалась до полной реализации, а конечный результат был понятен на берегу. Это важно и для пользователя, и для архитектора, и для девелопера.

Важной частью является предпроектный анализ: исследование участка и определение целевой аудитории, возможные сценарии использования. Следующий этап после проектирования — авторский надзор, где также важна поддержка девелопера. Последний этап — эксплуатация и использование. Если после всех этапов конечный результат совпадает с изначальной идеей, значит работа архитектора и девелопера не прошла зря.

Почему важен тандем архитектора и девелопера: от сотрудничества к уникальному продукту
Фото: Martin Pechy

Запись круглого стола можно посмотреть по ссылке


Статья подготовлена Анной Самохиной для ARCHITIME.RU
-----------------------------------------
Материал © ARCHITIME.RU
КОПИРОВАНИЕ ТЕКСТА ЗАПРЕЩЕНО БЕЗ АКТИВНОЙ ССЫЛКИ НА ARCHITIME.RU
-----------------------------------------

 

© 2007 - 2024, ARCHITIME.RU
Вопросы и предложения: mail@architime.ru
Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц моложе 12-ти лет.

Подписка

поток свежих
КОНКУРСОВ и ВАКАНСИЙ

ежедневно

ВСЁ
конкурсы / новости / вакансии / подборки и мн.др.

ежедневно

ВИДЕОЛЕКЦИИ
архитектура / дизайн / урбан.

1 раз / мес

ВДОХНОВЕНИЕ
истории / новости / подборки

3 раз / нед

дайджест САМОГО ИНТЕРЕСНОГО

1 раз / нед

 
бесплатные образовательные курсы для архитекторов и дизайнеров
Роквул - эксперт в области пожарной безопасности
бесплатные образовательные курсы для архитекторов и дизайнеров
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru