Российская академия художеств представляет выставку произведений
московского живописца, члена-корреспондента РАХ Андрея Дюкова, посвященную
80-летию художника. Обширная экспозиция включает произведения, отразившие
основные периоды творчества мастера, весь спектр художественных
исканий, созвучных основным современным ему тенденциям развития
изобразительного искусства.
Яркий представитель плеяды шестидесятников, Андрей Дюков — автор
выразительных, динамичных произведений живописи широкого тематического
диапазона, ассамбляжей и коллажей, вдохновлённых работами Швиттерса,
Пикассо, Матисса, Кандинского и Малевича. Его путь в искусстве можно
назвать дорогой поисков и новаций в стремлении полнее выразить себя,
свой богатый внутренний мир.
Андрей Владимирович Дюков родился 27 августа 1942 года. Окончил
Московскую среднюю художественную школу, в 1966 году – МГАХИ им.
В.И.Сурикова. 1961 год стал временем его творческого старта. Еще
студентом он начал активно работать с предметами, фактура которых,
их изначальная выразительность, как самостоятельных абстрактных
объемов давала художнику возможность, объединяя их, создавать композиции,
придававшие новый смысл, новую жизнь предмету. Основным импульсом
к созданию работ в подобной технике стало творчество Курта Швиттерса,
которое поразило Дюкова, благодаря знакомству с монографией немецкого
художника. Переход в Суриковском институте из мастерской станковой
живописи в мастерскую театрально-декорационного искусства, позволил
ему продолжить поиски новых для себя путей воплощения художественного
замысла. Период 1960-х годов был связан с созданием ассамбляжей,
объектов и коллажей, экспериментами с различными материалами, технологиями,
что было подобно творчеству представителей современных художественных
течений, таких, например, как французские «Новые реалисты», американский
«Поп-Арт, хотя и развивалось параллельно и автономно от них. Увлечённый
своими экспериментами Андрей Дюков создаёт большие серии ассамбляжей,
разбитые на группы по темам - «Город», «Деревня», «Натюрморт», «Космос»
и т.д.
В произведениях Дюкова тех лет всегда присутствовали элементы живописи,
которую в дальнейшем он все активнее включает в структуру работ
и создаёт серии самостоятельных живописных произведений. В 1968
году художник совершает поездку в Ферапонтов монастырь, где знакомится
с фресками Дионисия. Это событие в будущем станет определяющим для
его творчества. Начиная с конца 60-х художник постоянно путешествует
по русским городам и центрам древнерусского искусства. Стихия цвета
захватывает его. Будучи наделенным от природы тонким чувством колорита,
он мастерски выстраивает цветовые отношения в своих произведениях.
А опыт создания ассамбляжа дает автору простор для работы с фактурами.
Многие работы тех лет, среди которых «Поздняя осень» (1978), «Керосиновая
лампа» (1977), «Автопортрет» (1975) включены в собрания крупнейших
российских музеев - Государственной Третьяковской галереи, Государственного
Русского музея и зарубежные коллекции, в частности - «Музея Людвига»
в Аахене.
В 1990-е годы художник обращается к христианской теме. Большой цикл
акварелей «Свет Вифлеемской звезды» был представлен в Москве в галерее
«Юнион» в 1999 году; в 2000-м последовала экспозиция больших живописных
полотен в галерее «Марс» в Москве, затем выставка работ этой серии
«Времен связующая нить» была показана в Милане, проходила под покровительством
Папы Римского Иоана Павла II и Патриарха Московского и Всея Руси
Алексия II. Только открывшийся тогда Московский музей современного
искусства показал эту выставку в своих стенах. За эту серию картин
мастер был удостоен серебряной медали Академии художеств. В изложении
художником библейских сюжетов обращают на себя внимание непосредственность
и простота, свободная, энергичная живопись. Работы серии свидетельствуют
о стремлении постичь проблему духовного преображения человека. Она
является выражением непрерывности художественных традиций, их продолжением
во времени. Персональные выставки художника этих лет с успехом прошли
в Москве, Берлине, Штуттгарте, Кёльне, Брюсселе.
В начале ХХI века Андрей Дюков начал цикл произведений, посвящённый
Парижу, безмерно им любимому. Он часто бывал там, наблюдал жизнь
французской столицы, много рисовал с натуры, создал серии работ
об этом прекрасном городе. Многие из них, представлены в экспозиции.
Выставка также знакомит с произведениями, созданными художником
в 2020-2022 годах, в период самоизоляции, когда им было написано
более 3000 работ.
Экспозицию составила лишь часть значительного художественного наследия
автора. В более полном объеме, включающем обширные авторские графические
циклы, с творчеством художника, можно ознакомиться в онлайн формате
в рамках проекта DUKOV Museum, на платформах социальных сетей. Этот
онлайн проект создан 5 лет назад, специально для показа творчества
Андрея Дюкова. Выставка, открывающаяся в Российской академии художеств
- это первая его офлайн-экспозиция.
Материалы предоставлены Пресс-службой Российской академии художеств
Тел.: +7 (495) 637- 41-50
Сайт: rah.ru
|