О ВЫСТАВКЕ
В экспозицию выставки войдут работы Исаака Левитана,
Ивана Айвазовского, Василия Поленова, Ивана Шишкина, Алексея Саврасова
и многих других прославленных пейзажистов. Посетители увидят шедевры
Школы русского пейзажа (Академии художеств в Санкт-Петербурге и МУЖВЗ
в Москве), хранящиеся в частных собраниях.
 |
А.А. Киселев Летний день. Брод. 1889 г. Холст,
масло
|
"Родная речь. Книга для чтения" – советский учебник начальных
классов, содержащий произведения русских писателей и репродукции картин
русских и советских художников, воспроизводившихся в нем с 1946 года,
которые в те годы рассматривались как уникальная программа постижения
искусства со школьной скамьи начальных классов на всем пространстве
СССР. Культурная политика советских властей после Второй мировой войны
была сосредоточена на формировании определения национального в русском
искусстве, где пейзажу отводилась доминирующая роль.
Одним из характерных явлений русской культуры XIX – XX веков был литературный
центризм, который укреплялся постепенно и был свойственен разным сферам,
в том числе и тем, где сильно? изобразительное начало. Искусство приобретало
идеологическую определенность, преображаясь под кистью художника, и
"требовало слов" посредством которых можно было рассказать
и передать общественно значимые идеи. Русский пейзаж середины XIX столетия,
в точности также, как и середины ХХ, был скован идеей поиска "национального"
в искусстве по рукам и ногам, и мерой "натуральности" этого
искусства был не визуальный образ, а слово, способное его описать.
Развитие практики пленэров, наблюдение за сиюминутной изменчивостью
природы, знакомство русских художников с творчеством французских импрессионистов,
привело в конце XIX века к формированию особого течения в русской живописи,
так называемого "русского импрессионизма", который, хотя и
базировался на технических достижениях французских художников, но тем
не менее в России имел свое собственное лицо. В русском импрессионизме
преобладала реалистическая материальность. Произведения русских импрессионистов
наполнены буйством цвета, динамикой пастозных мазков, натуралистическим
вниманием к материальному объекту и предельной живописностью. Яркой
иллюстрацией тому могут служить отдельные этапы творчества Константина
Коровина, Петра Петровичева, Николая Дубовского и Арнольда Лаховского.
В их пейзажах с типичными для импрессионизма фрагментарностью композиции
и вибрацией живописной поверхности сочетаются величественность и повседневность.
Та же праздничная будничность читается в городском пейзаже советского
художника, ученика Константина Коровина, Сергея Васильевича Герасимова,
где индустриальной романтике подъемных кранов автор предпочитает игру
цвета сотворенных природой горных массивов, венчающих перспективу яркой
курортной улицы.
 |
И.И. Шишкин. Сосны в Мери-Хови. 1890
|
Став символами "национального" в русском пейзаже, произведения
художников-пейзажистов отправились на страницы книги для чтения для
младших классов "Родной речи", название которой в настоящее
время воспринимается многими с определенной долей иронии, через призму
прошлого, с налетом ностальгии и сентиментальности, мысленно возвращая
в детство, к первому знакомству с картинами великих русских художников
из собраний Третьяковской галереи и Русского музея.
Мы приглашаем Вас совершить это "путешествие в детство",
в красоту России, воспетую многими поколениями русских художников-пейзажистов,
в те детские переживания, знакомые многим поколениям советских людей,
когда они, будучи первоклассниками писали сочинения по изображенным
в "Родной речи" репродукциям картин уголков природы и эпических
далей России от жаркого Юга до Крайнего Севера.
 |
И.К. Айвазовский. Морской пейзаж. 1861
|
Многие произведения великих русских художников будут впервые
доступны не только для публичного просмотра, но и для приобретения.
|