1. Расскажите, как появился креативный кластер "Дизайн Центр",
которым вы руководите?
В 2016 году в Саратове студия дизайна "Electric studio"
и журнал HUMAN запустили просветительский проект electic.cloud.
На страницах интернет-издания публиковались тематические статьи,
обзоры на тренды индустрии и интервью с экспертами. На страницах
интернет-издания публиковались тематические статьи, обзоры на
тренды индустрии и интервью с экспертами.
В 2018 году я в качестве руководителя electric.cloud совместно
с владельцем интерьерного салона итальянской мебели "Lайт"
ФИ изменили подход и решили создать креативный кластер "Дизайн
Центр" - пространство для творческой жизни и работы архитектурных
студий города, культурных мероприятий и место, где помогают
будущему поколению специалистов разобраться в своей профессии.
|
|
Пространство Дизайн Центра
|
2. Чем сейчас занимается "Дизайн Центр"?
"Дизайн Центр" - это креативный кластер, в который входит
10 резидентов - независимых креативных организаций, работающих в сфере
частной и коммерческой архитектуры, предметного дизайна и урбанистики.
У нас есть коворкинг, которым может воспользоваться любой желающий
прийти и поработать в нашем пространстве. Также на площадке "Дизайн
Центра" проходят различные культурные мероприятия: выставки художников
и дизайнеров, мастер-классы и лектории.
3. С какой целью резиденты объединились в креативном кластере?
Креативный кластер "Дизайн Центр" был основан в 2019 году,
пережил пандемию COVID-19 и продолжает успешно выживать сейчас. За
это время наши резиденты не только не ушли с рынка, но и расширили
свой бизнес. Так, у нас есть студия Марии Михайловой, которая состоит
только из девушек. В самом начале в студии работало 1-2 человека,
сейчас их порядка 10. Это стало возможным благодаря тому, что студия
является одним из резидентов "Дизайн Центра". Мы - не только
объединяем их под одной крышей, но и помогаем. Проводим юридические
консультации, оказываем бухгалтерские услуги, не берём арендной платы
за предоставленные площади, организуем обучающие мероприятия и делаем
многое другое.
Всё это существует исключительно на собственном энтузиазме. Те инициативы,
которые правительство формулирует сейчас, например, принятая Концепция
развития креативных индустрий, дают надежду, что наши проекты важны
и нужны. Надеемся и верим, что у нас получится сформировать будущее
поколение специалистов, которые станут более компетентными и приспособленными
к выживанию в периоде новой нормальности. Не имея внешней поддержки,
мы развиваемся с той скоростью, с которой можем.
|
Пространство Дизайн Центра
|
4. Как "Дизайн Центр" выстраивает диалог с будущими специалистами?
Наше внимание сейчас сфокусировано на студентах профильных вузов
- в креативном кластере есть образовательные программы и программы
повышения квалификации. Дело в том, что сегодня учебные заведения
не могут полноценно подготовить узких специалистов по дизайну интерьера
из-за нехватки методологии и материально-технической базы. И из стен
вузов не выходят готовые к работе в креативной индустрии предприниматели,
но мы можем помочь студентам приобрести необходимые знания и опыт
(в том числе предпринимательский).
Ценность "Дизайн Центра" - прежде всего, нетворкинг, большое
количество связей с профессионалами и экспертами индустрии, которые
в том числе пересекаются на наших специализированных мероприятиях.
Ещё один наш плюс в качестве платформы для обучения - огромная материально-техническая
база образцов, уникальная в Саратове (а, быть может, и в России):
к примеру, каталоги по текстилю и обоям.
|
Пространство Дизайн Центра
|
Также мы даём возможность студентам получать практический опыт и проходить
стажировки в крупнейших студиях города. Среди резидентов и компаний-партнёров
Центра есть эксперты, трекеры и менторы, которые знают как и могут
помочь начинающим предпринимателям и будущим профессионалам. Таким
образом, наш креативный кластер является ещё и креативным бизнес-инкубатором.
Проблема молодых предпринимателей в креативных индустриях заключается
в том, что сложно даже начать: зарегистрироваться, создать сайт и
собрать материалы, получить первые заказы. Мы оказываем необходимые
консультации и помогаем разработать фирменный стиль, составить портфолио,
найти и получить первые заказы.
5. Вы планируете помогать молодым предпринимателям?
С недавнего времени "Дизайн Центр" начал работу с программой
"Стартап как диплом". Мы понимаем, что вузы занимаются формированием
у студентов hard skills: академические знания без предпринимательских
навыков (soft skills). Акселерационные программы, на которых мы сейчас
сосредоточены, направлены на формирование у будущих специалистов soft
skills - эмоционального интеллекта, критического мышления, умения
работать в команде. Мы планируем запуск акселерационных программ на
базе "Дизайн Центра": они будут рассчитаны на 3-6 месяцев
и сфокусированы на командах примерно одного уровня, участвующих в
программе "Стартап как диплом". Мы научим молодых специалистов
разрабатывать бизнес-идеи, совершенствовать их, искать и привлекать
первые инвестиции в стартап.
|
Лекции в Дизайн Центре
|
Вузы не заинтересованы в работе с стартапами, да и предоставить студентам
возможность получить реальный предпринимательский опыт они не могут.
"Дизайн Центр" в качестве акселератора дополнит вузовские
программы таким образом, чтобы к окончанию учебного заведения студенты
имели профессиональный и предпринимательский опыт.
Зачастую, после защиты дипломов сильные и амбициозные идеи молодых
архитекторов и дизайнеров пылятся на кафедре, про них все забывают.
Мы хотим, чтобы у талантливых специалистов появилась мотивация работать
здесь, в нашем регионе, и понимание, каким образом можно реализовать
эти идеи в креативном секторе экономики Саратова.
6. Что насчёт просветительских проектов и как вы связаны с культурой
и искусством?
Мы занимаемся исследованиями декоративно-прикладного искусства, дизайна
и проводим выставки и мероприятия, в том числе федерального и мирового
масштаба. Недавно Саратов посетила Елена Шарова - тифлокомментатор,
куратор просветительских и инклюзивных программ Музея русского импрессионизма.
Она - родом из Саратова, и мы ей предложили прочитать лекцию в Дизайн
Центре об инклюзивных пространствах. Послушать лекцию могли все желающие.
В этом году был реализован проект с Ярославом Кирсановым, очень популярным
цифровым художником, дизайнером, автором нескольких курсов по цифровому
коллажу. Ярослав совместно с нами разработал дизайн обоев. Мы показали
ему наши коллекции, подобрали наиболее близкую к его искусству технику
и совместно с технологами создали коллекцию на основе его работ. Это
- как раз тот случай, когда дизайн становится искусством.
|
Лекции в Дизайн Центре
|
В креативном кластере "Дизайн Центр" на выставках часто
присутствуют федеральные эксперты. Предложения о сотрудничестве с
ними мы можем разместить в дистрибьюторских сетях России, и таким
образом о саратовских художниках, дизайнерах узнают во всех уголках
России. Это - реальный шанс получить роялти и сделать свой вклад в
развитие креативного предпринимательства, тем более, что сейчас конкуренция
на рынке креативный индустрий уже не такая большая, как раньше.
Совладелец компании английских красок Manders Алексей Елисеев, который
является экспертом в области колористики, тоже провёл несколько лекций
в стенах "Дизайн Центра". На тот момент была открыта выставка
клуба молодых архитекторов "Поколение Z" и Алексей смог
её увидеть - так у студентов появилась возможность быть замеченными.
|
Выставка "Поколение Z". Фото Дмитрий
Шведов
|
7. Сейчас много говорят об импортозамещении. А можно узнать, какой
вклад сделали архитекторы и дизайнеры России, и готова ли отечественная
креативная экономика отвечать на вызовы современности?
Наша страна сделала существенный вклад в мировую индустрию и в культуру.
Было очень много наработок, которые потом были заимствованы специалистами
из других стран и реализованы в проектах ведущих мировых архитекторов.
Например, Иван Леонидов при жизни ничего не построил и остался в истории
как "бумажный архитектор", но его идеи использовали Фрэнк
Ллойд Райт и Ле Корбюзье. Все бренды базируются на колористическом
решении Леона Бакста.
В интерьере "высшим мастерством" является декораторское
искусство. Оно тесно переплетается с фэшн-индустрией, потому что сценические
костюмы и декорации всегда были взаимосвязаны. Поль Пуарэ старался
вступать в коллаборацию с тем же самым Бакстом - это один из основных
поводов гордиться нашим "следом". Мы должны об помнить о
нашем вкладе в мировую индустрию и постоянно рассказывать об этом,
продолжать делать выставки, организовывать лекции и другие мероприятия.
Когда я ездил на неделю дизайна в Краснодар в 2018 году, туда приезжал
один из топовых мировых декораторов Винсент Дарре. Он начал своё выступление
с благодарности в адрес Сергея Дягилева. Он сказал: "Если бы
не было Дягилева - не было бы нас". Точно так же и многие дизайны
текстиля, разработанные Поповой и Степановым в период русского авангарда,
были заимствованы западом и в итоге проданы нам в качестве продукта,
хотя без идеи и труда наших русских людей этого продукта бы не было.
Я думаю, сейчас - самое сложное и самое подходящее время для развития
индустрии и новых возможностей. Наша задача - всё возродить, сохранить
и улучшить.
За развитием индустрии архитектуры и дизайна можно следить на
сайте кластера и в социальных сетях
|
Образцы текстиля
|
Интервью: Марина Шилан для ARCHITIME.RU
Фото © Дмитрий Савельев
-----------------------------------------
Материал © ARCHITIME.RU
КОПИРОВАНИЕ ТЕКСТА ЗАПРЕЩЕНО БЕЗ АКТИВНОЙ ССЫЛКИ НА ARCHITIME.RU
-----------------------------------------
|
|