Хоббика производит трендовую городскую мебель. 3d модели уличной мебельи
логотип Архитайм.ру
Telegram-канал АРХИТАЙМ
Архитайм вконтакте
architime во всех популярных соц.сетях
Youtube-канал ARCHITIME.RU
architime во всех популярных соц.сетях
подписка

Новости и статьи

Закопанное бетонное яйцо и пульсирующее сердце: на Урале появились 16 новых арт-объектов

Подписка на пятничный дайджест
самое интересное
1 раз / нед

Под Екатеринбургом появилась серия работ российских художников, посвященная теме перерождения. Объекты паблик-арта были созданы во время арт-резиденции на креативном кластере «На заводе», где художники знакомились с уральской местностью, а затем делали уникальные работы на базе проведенных исследований.

 
 

Куратор и сопродюсер арт-резиденции — художница Алина Рахматулина (Айфо) предложила художникам поработать с темами традиций, корней и обрядовости, архаики и мифологии в широком смысле. Все участники работали в разных жанрах и материалах. Например, екатеринбургская художница Софья Содерберг использовала в своей инсталляции фарфор и шлак; московская художница Наташа Денисова создала стрит-арт объект на основе сказочных сюжетов Павла Бажова совместно с подростками, которые живут на родине писателя — в Сысерти; нижегородская художница Катя Рыблова исследовала в своей работе цвет города через опросы местных жителей; екатеринбургская перформер Татьяна Панаиоти установила в пространстве завода лодку, в которую может лечь любой желающий, и художница будет укачивать его в конструкции, будто в колыбели.

«Без названия», Софья Содерберг, Екатеринбург
 
Работа показывает два важных символа Сысерти: завод Турчаниновых-Соломирских, с которого началась история становления Сысерти, и Сысертский завод художественного фарфора. «Слево направо читается градиент от шлака, что был найден на территории завода, как результат деятельности — до фарфора, что был разбит на маленькие кусочки. Застывшие в воздухе элементы и осколки размещены в виде диагонали от прошлого к будущему, которые время от времени соприкасаются друг с другом», — рассказывает художница Софья Содерберг. Объект получился аудиовизуальным: так как визуальная его часть сама по себе играет со временем — разбивает на кусочки былое целое, создает новое и берет элементы прошлого — можно услышать звуки когда-то действующих заводов и разбивающегося фарфора, которые как взгляд в будущее этой работы и усиление ее хрупкости.
 
«Лодка-колыбель», Татьяна Панаиоти, Екатеринбург
 
Татьяна Панаиоти —- театральный режиссёр, перформер и создатель театра «Три апельсина». В рамках арт-резиденции она создала свою первую работу в формате инсталляции. В основе работы лежит лодка, найденная в Сысерти, и которую подвесили под потолком в камерном пространстве Завода, и если лечь в лодку, то через дыру в крыше можно увидеть небо. «Мне всегда нравилось лечь в лодку, смотреть в небо и плыть без весел. В моей инсталляции лодка представляет собой колыбель, гроб, рамку для зрителя. Человек в нее ложится, а я начинаю укачивать лодку и петь уральскую народную колыбельную песню. Инсталляция обращается к генетической памяти и к опыту укачивания, который позволяет расслабиться, почувствовать себя в безопасности. В то же время, лодка, которая плывет по воде — еще символ перехода и трансформации, который у разных народов участвовал в ритуалах свадьбы и похорон», — рассказывает Татьяна Панаиоти.

Всего под руководством куратора в разных форматах на территории сысертского завода и вокруг него появилось 16 работ таких художников, как Максим Реванш, Ульяна Розина, Катя Малышева, Катя Рыблова, Даня Пирогов, Софья Содерберг, Ася Митрофанова, Наташа Денисова, Татьяна Панаиоти, Ян Каплан, Таисия Касько, Вадим Мель и Оля Сурикова. Большая часть работ была сделана во время двухнедельной арт-резиденции, но, например, инсталляция петербургской художницы Анны Слобожаниной еще находится в процессе создания.

«Каменное сердце», Вадим Мель, Москва
 
Светодинамическая скульптура, подходя к которой любой человек, измеряя свои? пульс — оживляет ее, и черное мертвое сердце постепенно обретает красный цвет, начинает мигать с каждым биением. То есть, черное, мертвое сердце может стать живым от импульса каждого из нас. «Каждый человек обладает чувством эмпатии, но не каждый может это выразить. Иногда важно делиться биением своего сердца с другими. Особенно в условиях, когда мы не можем вести себя эгоистично, а от каждого шага и стука сердца может зависеть чужая жизнь», — рассказывает Вадим Мель.
 
«Река, которая уносит прежнюю меня», Катя Малышева, Екатеринбург
 
Художница начала заниматься художественной деятельностью с документальной фотографии, а постепенно перешла в смешанную технику: стала создавать коллажи, интегрировать в работы вышивку. Для работы в рамках арт-резиденции Катя Малышева распечатала фотографию части картонного макета в краеведческом музее Сысерти, разместила собственный автопортрет на фоне реки, а также нарисовала на себе синее платье, как у Огневушки-Поскакушки, персонажа бажовской сказки. Образ реки стал определяющим для работы, поскольку фактор водных ресурсов является важнейшим при размещении промышленности, то есть, в создании завода, а впоследствии — и города. «Вода растворяет, уничтожает, очищает и восстанавливает. Нырнуть в воду — значит перейти из одного состояние в другое. Так и завод становится другим, собирая десятки творческих людей. Во время резиденции во мне тоже что -то изменилось. Я неловко заявляла вначале арт-резиденции, что я художница. Но река уносит эту неловкость и стеснение: я — художница», — рассказывает Катя Малышева.
 
«Корни традиций», Ульяна Розина, Екатеринбург
 
Вязаная инсталляция из льна и меди, которая символизирует переосмысление традиций времен, когда завод работал в полную силу. Раньше на заводе в Сысерти работали только мужчины и в том числе перерабатывали медь, а женщины занимались домашним хозяйством и перерабатывали лён (Урал — древнейшие месторождения льна), который давал и пищу и одежду всей рабочей семье. «Подобно тому как сейчас деревья прорастают сквозь строения завода, поддерживая стены новой силой, моя инсталляция — как соединения мужского и женского начал, как рождение новой силы — поддерживает стены завода», — рассказывает художница Ульяна Розина.

Арт-резиденции помогают вовлечь жителей небольших городов в современный художественный процесс, а также привлечь внимание общественности к городам, и в дальнейшем привести в них новые проекты, финансирование.

Практика арт-резиденций распространена по всему миру. Это специальный формат организации творческой жизни художников: на ограниченное время они попадают в идеальные условия для созидания, когда могут сфокусироваться на создании работ без бытовых забот, получить финансирование на создание своей работы, обменяться опытом и почувствовать себя частью сообщества единомышленников.

Алина Рахматулина, куратор и сопродюсер арт-резиденций:
«Для меня арт-резиденция это win-win формат взаимодействия художника и территории. Помимо видимого эффекта, такого как появление новых арт-объектов в городе, у арт-резиденций есть и невидимое воздействие на пространство. Работы, созданные на основе исследования контекста местности — помогают местным жителям свежим взглядом посмотреть на город, в котором они живут, а также стирают барьер, который есть, когда неподготовленный зритель встречается с современным искусством. Вовлечение местных жителей в процесс создания работ, созидание результатов работы художников — это процесс, который помогает им образовать новые связи с уже знакомым пространством, а еще открыть для себя новые формы искусства»

«Офис „6:23“», Команда «6:23», Нижний Новгород
 
Офис «6:23» — это перформативное исследование среды Завода и Сысерти, тест пространства и его функций за счет перемещения мобильного офиса команды «6:23». «Это проверка города на доступность очевидных современных функций и запросов общества, которая документируется в видео и фото, которые можно увидеть, если перейти по кьюар-кодам на стенах Завода», — рассказал Даня Пирогов, художник из команды «6:23». Итогом эксперимента стала стационарная работа на территории Завода: офис «6:23» обрел свое место в городе.
 
«Личина», Оля Сурикова, Екатеринбург
 
В древности маску называли личиной, и испокон веков этот объект использовали в самых разных ритуалах, с практическими и эстетическими целями. Маска всегда окутана мистической атмосферой и воспринимается как частица какого-то иного мира. Нидерландский культуролог Й. Хейзинга отметил, что «даже для образованного взрослого человека в маске всегда остается что-то таинственное». Работа появилась благодаря вдохновению места, древним уральским находками (звериный стиль, шигирский идол), атмосфере происходящего, мифологиии коренных народов (а в частности Самрау — в башкирской мифологии царь высшего мира, который изображается божеством с птичьим обликом, но также может принимать любой вид).
 
«Сбегающая пустота», Ася Митрофанова, Екатеринбург
 
Арт-объект самой юной участница арт-резиденции, 16-летней художницы Аси Митрофановой, посвящен пустоте Завода, которая уходит из пространства, когда оно постепенно наполняется жизнью. «Название работы — это оксюморон, поскольку пустота есть везде и нигде, она никуда не сбежит. Изначально объект задумывался как сущность-помощник завода, как фиксик, который уходит, потому что он здесь больше не нужен, но не может этого сделать полностью, поскольку привязан к Заводу», — рассказала Ася.

Креативный кластер «На заводе» второй год реализует арт-резиденцию, на которую привлекает актуальных авторов. В 2021 году на территории бывшего завода появилось 23 сайт-специфик арт-работ от таких художников, как Ян Посадский, Собачья Картоха, Фрукты Врукты, Красил Макар, Лена Шубенцева, Рома Бантик, ХО ГУЙ и другие.

Арт-резиденция проходит в рамках фестиваля «Лето на заводе», который реализуется Агентством развития Сысерти при поддержке Фонда президентских грантов, Агентства стратегических инициатив, БФ «Синара», Росмолодежи, администрации округа; является первым практическим шагом создания креативного кластера в старинных цехах. Инициатива уже вовлекла тысячи посетителей, сотни волонтеров, десятки представителей местного бизнеса в качестве резидентов и партнеров и продемонстрировала таким образом высокую эффективность быстрого оживления заброшенной территории с помощью тактического урбанизма.

Фото предоставлены Агентством развития СГО

© 2007 - 2024, ARCHITIME.RU
Вопросы и предложения: mail@architime.ru
Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц моложе 12-ти лет.

Подписка

поток свежих
КОНКУРСОВ и ВАКАНСИЙ

ежедневно

ВСЁ
конкурсы / новости / вакансии / подборки и мн.др.

ежедневно

ВИДЕОЛЕКЦИИ
архитектура / дизайн / урбан.

1 раз / мес

ВДОХНОВЕНИЕ
истории / новости / подборки

3 раз / нед

дайджест САМОГО ИНТЕРЕСНОГО

1 раз / нед

 
бесплатные образовательные курсы для архитекторов и дизайнеров
Retkki производят уличную и парковую мебель, десткие игровые площадки ,  игоровое и спортивное оборудование

Телеграм архитектурные конкурсы
бесплатные образовательные курсы для архитекторов и дизайнеров
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru