Паблик-арт - самый простой, эффективный и демократичный способ быстрой
эстетизации пространства. Однако качество такой эстетизации может
быть разным. В 21 веке, когда внешний вид города далеко не всегда
позволяет понять, в какой стране он находится, одной из существенных
задач паблик-арта становится поиск идентичности конкретного места.
Несмотря на то, что работы художников в основном украшают внешние
стены зданий, восприятие мурала (от лат. "murus" - стена)
во многом определяется глубиной его внутреннего содержания. И в Альметевске
в основе каждого объекта лежит своя история, тесно связанная с культурными
кодами города.
 |
 |
Марат Morik "Забота". Фото: almetpublic.art
|
По словам руководителя проекта, основателя Института исследования
стрит-арта Полины Ёж, создание паблик-арта требует серьезного, ответственного
подхода. Работая в Альметьевске с 2017 года, кураторы выявили свой
метод, подразумевающий обязательную интегрированность архитектора
в процесс проектирования паблик-арт объектов, а также активное участие
ученых, в том числе антропологов, которые непосредственно контактируют
с сообществом. Кроме того, учитывая богатый культурный контекст Альметьевска,
к работе над программой были привлечены фольклористы и носители экспертного
знания в области местной культуры и традиций. Таким образом, корни
всех изменений, вносимых в городское пространство, уходят в историю
конкретного места и отражают его идентичность.
Муралы создавались художниками из разных стран. В работе над концепцией
изображений им помогали не только кураторы, но и местные жители. Например,
автора мурала "Госпожа Гусыня", уругвайского художника Николаса
Санчеза (псевдоним AlfAlfa) жители дома, на стену которого нанесено
изображение, попросили добавить в работу немного цвета. И художник
пошел им на встречу, несмотря на то, что предпочитает работать в стилистике
старинной гравюры. Образ гусыни был выбран потому, что в ранней татарской
мифологии она символизирует зачин и добродетель, а современные татары
считают ее символом счастья. Узор на фартуке также не случаен и олицетворяет
женское начало.
 |
Госпожа Гусыня. Фото: almetpublic.art
|
Еще одна работа, вдохновленная местными приданиями, - мурал "Защитник",
изображающий сцены из сказки "Зототая птица" и выполненный
в технике византийской фрески. Его автор, греческий художник Fikos
не забыл и о связи с современностью, взяв за основу палитры цветовую
гамму окрестных холмов.
Мурал "Белая волчица", созданный испанским художником с
псевдонимном DULK, обыгрывает уже более современную легенду, согласно
которой буровички, добывавшие нефть в 1943 году, когда большая часть
мужчин была на фронте, возвращаясь с месторождения, были окружены
стаей волков. В руках у девушек были факелы, и волки ждали, пока они
догорят, чтобы напасть, но внезапно из чащи вышла белая волчица, увидев
которую, волки ушли, и девушки были спасены.
Современная история Альметьевска вдохновила и художника родом из
Новосибирска Марата Данильяна (Morik). Его мурал изображает посадку
яблонь на центральных аллеях города, в который в середине прошлого
века постепенно превращалось село Альметьево.
В проекте поучаствовал и местный художник Дамир Bozik, который создал
диптих "Луна и Солнце", вдохновленный стихотворением Габдуллы
Тукая. Работы выполнены в технике пуантилизма - каждое изображение
состоит из почти 90 тысяч точек, нанесенных на фасад.
С остальными работами можно познакомиться на
сайте проекта
 |
Белая волчица. Фото: Олег Сочалин
|
|
 |
Луна и Солнце. Фото: Олег Сочалин
|
БЕЗ ОТРЫВА ОТ ПРОИЗВОДСТВА
|
История городского пространства "Индустриальный сквер"
тоже началась с мурала. В 2017 году петербургский художник Кирилл
Ашестин (Kreal/Ashesteen) расписал два резервуара действующей котельной
АПТС № 2, находящейся в центральной части города. Рисунок представляет
собой вариацию на тему традиционных орнаментов, образцы которых были
взяты в книге "Татарский народный орнамент", написанной
основоположником татарского искусствознания Фаудом Валеевым. В верхней
части рисунок как бы размывается, создается впечатление, что по стенам
резервуара стекает жидкое золото: отсылка главному богатству региона
- нефти (черному золоту). После этого в 2018 году московский художник
Артем Стефанов расписал стены самой котельной. На здании площадью
8000 квадратных километров появились картины, изображающие все основные
теории происхождения нефти.
Рабочие (а котельная до сих пор является полноценным промышленным
объектом) поначалу неоднозначно отнеслись ко всем этим творческим
экспериментам. Но очень быстро их отношение изменилось. Когда по промышленной
необходимости была разобрана часть стены, рабочие собственными силами
восстановили роспись после ремонта.
Мурал "Теории происхождения нефти" вызвал у местных жителей
такой интерес, что забор, ограждающий прилегающую к котельной территорию,
убрали, а участок передали в пользование городу.
Следующим шагом стало появление в 2020 году медиаскульптуры "Солнечный
факел" и постоянной лазерной инсталляции "Нокта". В
первом случае художник Виктор Поляков обыграл образ факела для сжигания
попутного газа, часто встречающийся в регионе. Только этот факел разгорается
в зависимости от солнечной активности - чем активнее Солнце, тем больше
красного в мультимедийном пламени. Такой эффект достигается с помощью
специального программного обеспечения, помогающего визуализировать
данные, полученные с аппарата Discovery, одна из задач которого -
наблюдение за Солнцем. В свою очередь "Нокта", созданная
студией СЕТАП, с помощью лазеров проецирует на здание котельной пять
сменяющих друг друга световых сценариев: подчеркивает контуры здания,
показывает котельную в разрезе, рисует абстрактные узоры и традиционные
орнаменты, а также подчеркивает мурал. Это единственная в мире постоянно
действующая лазерная
инсталляция.
После таких преобразований стало очевидным, что прилегающий к котельной
асфальтовый пустырь необходимо трансформировать в полноценное общественное
пространство.
 |
Солнечный факел. Фото: almetpublic.art
|
|
 |
"Нокта" от студии СЕТАП. Фото: almetpublic.art
|
Летом 2022 года рядом с котельной АПТС № 2 открылся "Индустриальный
сквер", созданный по проекту архитектора Андрея Воронова, который
стремился сохранить индустриальную эстетику и органично вписать ее
в новый контекст. Это во многом удалось благодаря малым архитектурным
формам, выполненным из реальных газовых труб. По замыслу архитектора
они визуально связывают задние котельной и газопровод, между которыми
расположен сквер.
Еще один значимый объект, расположенный в "Индустриальном сквере",
- скейт-парк. В разработке его проекта активное участие принимали
антропологи, тесно взаимодействовавшие с альметьевским райдерским
сообществом. Благодаря этому пространство адаптировано под местный
"мягкий" стиль катания.
История разбитого здесь городского сада не менее интересна.
ВДОХНОВЛЯЮТ НЕ ТОЛЬКО ЯБЛОКИ
|
Если по легенде на открытие закона всемирного тяготения Ньютона вдохновило
яблоко, то концепция сада в "Индустриальном сквере" родилась,
в том числе благодаря помидору. Когда автор проекта, ландшафтный инженер
Игорь Сафиуллин, осматривал локацию, то его внимание привлекли растения,
пробивающиеся через трещины в асфальте, среди которых видное место
занимал упомянутый помидор. Тогда же и было принято решение использовать
для озеленения только местные растения. В поисках таких растений была
организована этно-ботаническая экспедиция по окрестным деревням, которую
сам Игорь Сафиулин назвал "В поисках идентичности".
Растения в парке сгруппированы таким образом, что в разное время
года ярче выделяются разные уголки общей композиции.
Благодаря программе развития "Сказки о золотых яблоках"
в городе появились не только новые пространства и паблик-арт объекты,
но и новая профессия - гиды, которые проводят по городу бесплатные
экскурсии. Существуют самые разные экскурсионные программы, в том
числе можно посмотреть небольшие арт-объекты (миниатюры), украшающие
самые обычные дворы и позволяющие по-новому взглянуть на предметы,
которые мы обычно не замечаем в городской суете.
 |
 |
Фото: Олег Сочалин
|
Другими словами Альметьевск - это пример того, что ощущение и понимание
места, выводит проект развития городской среды на качественно иной
уровень. Однако программа, реализуемая здесь бюро "Новь"
и Институтом исследования стрит-арта, - не тот случай, когда сказка
сказывается быстро. Каждый мурал, каждый арт-объект в рамках социально-культурного
подхода к проектированию требует большой подготовительной работы,
и далеко не каждого заказчика удастся убедить в ее необходимости.
Программа "Сказки о золотых яблоках" проводится в Альметьевске
благодаря инициативе компании "Татнефть".
Реализации столь долгосрочного проекта во многом способствовала мотивация
заказчика - изменить городское пространство таким образом, чтобы снизить
отток местных жителей. И "Сказки" являются отличным примером
того, что это реально.
 |
Марат Morik "Забота". Фото: almetpublic.art
|
Статья подготовлена Олегом Сочалиным для ARCHITIME.RU
-----------------------------------------
Материал © ARCHITIME.RU
КОПИРОВАНИЕ ТЕКСТА ЗАПРЕЩЕНО БЕЗ АКТИВНОЙ ССЫЛКИ НА ARCHITIME.RU
-----------------------------------------
|
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
|