Центральной идеей проекта является уникальная важность мест памяти,
рассмотренная авторами выставки сквозь призму стирающегося пространства
1990-х годов.
Объект исследования - большой загородный дом, строительство которого
началось во второй половине 1990-х годов. Сооружение планировалось
в первую очередь как независимое производственное пространство обувного
кооператива "Кристина" (1988-1999); открытая мастерская
или артель для художников (1988-?); семейное поместье / гостевой
дом / склад (2000-?). Начатый в постсоветском контексте, этот жизнестроительный
проект так никогда не реализовался в полной мере - здание словно
замерло в своей незавершенности и начало распадаться, как и само
историческое время.
На выставке будут представлены итоги изучения истории через пространство
загородного дома, куда команда проекта проводила заезды с проживанием
с августа по декабрь 2022 года. Серия поездок включала в себя: археологические
разведки, пространственные и телесные исследования, создание архивов
и коллекций, коллективные дискуссии, производство художественных
работ. Помимо создания работ художниками, внимание уделялось также
и форме экспедиции и коллективности процесса.
Творческая команда проекта размышляет о том, какой отпечаток оставили
события прошлого и настоящего в жизни страны. Проект изучает темы
кризиса истории и утраченных утопий, увиденных сквозь призму локального
и исчезающего пространства: обувного кооператива / художественной
мастерской / недостроенного поместья - отражений своей эпохи.
В своем исследовании творческая команда обращалась к средствам междисциплинарности:
творческий подход совмещается здесь со смежными академическими областями
(археологией, историографией, антропологией, источниковедением),
позволяет нащупать проблематику 1990-2000-х в России и осветить
локальные особенности на примере выбранного объекта исследования
- загородного дома.
Сайт-специфические проекты художников от графики, живописи и керамики
до пространственных объектов, интерактивных инсталляций и видеоработ
включаются в своеобразный "квази-музей".
Выставочное пространство поделено на три зоны: "Архив",
"Коллекции и процессы", "Взгляд художника".
Первая зона представляет исторический контекст через призму дома,
его реальной фактуры, материального и нематериального пластов -
здесь зритель настраивает оптику и погружается в тему исследования.
Две следующие зоны передают коллективный опыт экспедиции в "остановленное"
место как метод художественной работы. Индивидуальные археологические
коллекции художников и документальный фильм приоткрывают завесу
процесса. А оригинальные авторские произведения - это комментарии,
импульсы и реакция художников на полное погружение в пространство,
в историю и знакомство с недавним прошлым.
Образовательная программа:
5 марта, 15:00 - кураторская экскурсия по выставке. Регистрация
15 марта, 18:30 - кураторская экскурсия по выставке. Регистрация
18 марта, 16:00 - Open-talk с творческой командой выставки и командой
Центра Творческих Индустрий "Фабрика"; мастер-класс по
созданию ручной бумаги от художника Алексея Булдакова, резидента
программы "Фабричные мастерские"; экскурсия по ЦТИ "Фабрика".
Регистрация
21 марта, 19:30 - Open-talk в Школе Дизайна НИУ ВШЭ с творческой
командой выставки. Регистрация
25 марта, 16:00 - Круглый стол "Методологии историзации 1990-х
годов" с культурологами и искусствоведами. Регистрация
Творческая команда проекта:
Куратор: Майкл Арутюнян
Художники: Алена Астахова, Лена Власова, Полина Гисич, Дарья Головкова,
Мария Панина, Александра Тен.
Выставка проходит под эгидой Школы Дизайна НИУ ВШЭ и ЦТИ "Фабрика",
а также при участии Фонда культурных проектов "Четверг",
Фонда поддержки современного искусства "СФЕРА" и информационного
портала ArtTube.
Подробнее
о проекте
 |
Пленочная фотография дома в деревне Б
начала 2000-х годов
|
Изображения предоставлены PR-службой ЦТИ "Фабрика"
Тел.: +7 (499) 265-39-26
Сайт: fabrikacci.com
|