Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени
А.В. Щусева представляет выставку архитектурной графики Тотана Кузембаева
"Горизонты событий", приуроченную к его 70-летию.
Выставка "Горизонты событий" рассказывает об универсальности
профессии архитектора и разрушает обывательское представление о
том, что архитектор лишь материализует желание заказчика. Основу
экспозиции составляет серия графических черно-белых работ "Невесомость"
(1998-2018 гг.), выполненная в смешанной технике (карандаш с тушью,
печать, аппликация, бумажное плетение), а также работы Тотана Кузембаева
из собрания Музея архитектуры, относящиеся к периоду "бумажной
архитектуры" 1980-х годов ("Город", "Рыба",
"Крест"), в том числе 7 листов из серии "Информационный
город" (1986-1990 гг.) - проекты автобусных остановок и информационных
башен для города Зеленограда. В каждой из серий автор проявляет
себя как философ, изобретатель, демиург.

Фирменный почерк Тотана-художника начал формироваться много лет
назад, ещё в детстве, посреди бескрайней казахской степи. Из колыбели
он видел шанырак - черную дыру в куполе юрты, где движутся звезды
на ночном небосводе, а утром - ярко-голубой круг с росчерками следов
от самолетов. "В графике Тотана белого всегда было больше.
На снежном фоне проступали фантастические города, проявлялись сказочные
архитектурные миры. Но вот, при всей любви его к белому, черное,
очевидно, стало для Тотана не менее важным. Или, точнее сказать,
- стало необходимым на этом этапе его развития. Маятник тотанова
творчества докачнулся до черного - и автор, кажется, сам этому удивлен",
- Андрей Иванов, архитектор, урбанист, исследователь.
Архитекторы тысячелетиями творили "в плену гравитации",
пока в начале XX века идеи тотального преобразования городов не
вдохновили их задуматься об освоении воздушного пространства. Спустя
три десятилетия ученые преодолели границу Земли - человек в космосе!
Архитекторы периода Оттепели вновь обратились к футуристическим
формам, но в 1970-е годы гравитация окончательно победила: тяжеловесная
архитектура не оставляет шансов, прибивая здания к земле. На этом
надломе в 1980-х годах в среде студентов МАРХИ родился феномен "Бумажной
архитектуры". Тогда последнее поколение архитекторов уходящего
тысячелетия решает радикально пересмотреть творческие границы и
задаться вопросами: какой может быть архитектура с другими законами
физики, вдруг эти законы достаточно лишь вообразить? Именно в это
время, после окончания Московского архитектурного института, Тотан
Кузембаев оказался в числе хорошо известных на Западе советских
"бумажных архитекторов", противостоя отсутствию в те годы
архитектурной практики и вынужденному "типовому творчеству".
 |
 |
"Архитектура - парадоксальный по своей сути вид искусства.
Объективно она обусловлена силой тяжести Земли и законами природы,
определяя задачу зодчего в их преодолении и укрощении. Именно эти
процессы выражены в графике Тотана Кузембаева", - Марк
Акопян, куратор выставки.
Графический трактат "Невесомость" (к этой серии относится
44 из 56 графических работ, представленных в экспозиции) повествует
о метавселенной Тотана, где космические силы растягивают, скручивают,
деформируют города, но не разрушают и не уничтожают материю. При
этом, спокойная манера письма, переходящая в миниатюрную, передает
ощущение безмятежности жителей этих городов.
В эволюции серии "Невесомость" отчетливо видно, как с
годами тема преодоления границ пространства и времени обретает новые
формы. Стремление к свободе от гравитации автор передает как в художественном
творчестве, так и в реальных объектах, черпая вдохновение для архитектурных
проектов именно из созданного им самим художественного мира. Эти
поиски можно трактовать как размышления на тему разрушительных действий,
которые человечество совершает в отношении окружающего мира.
Будучи истинным исследователем и экспериментатором, архитектор-художник,
чтобы победить гравитацию, направляет свой творческий взор все ближе
к "горизонту событий", границе всепоглощающей "черной
дыры", чья сила притяжения побеждает свет. ""Горизонт
событий", в широком смысле, - это черта, за которой события
не могут повлиять на наблюдателя. Значит ли это, что Тотан прошел
"точку невозврата", после которой ничто не волнует, не
откликается и не будоражит? Сама драматургия выставки отвечает на
этот вопрос однозначным "нет"", - Юлия Шишалова,
куратор выставки.
Кураторами выставки выступают искусствовед, специалист по архитектуре
ХХ века, куратор внешних проектов Государственного научно-исследовательского
музея архитектуры им. А.В. Щусева Марк Акопян и журналист, главный
редактор журнала "Проект Россия" Юлия Шишалова.

Изображения предоставлены PR-службой Государственного
музея архитектуры имени А. В. Щусева
Тел.: +7 (967) 182-13-91
Сайт: muar.ru
|