Московский музей современного искусства представляет выставку "О
прозрачности: оптические среды" - первый полномасштабный и
развернутый показ произведений Александра Григорьева, творческий
метод которого восходит к ранним экспериментальным разработкам советского
кинетизма. В экспозиции будет представлено более 150 работ автора,
созданных в период с 1960-го по 2022 гг. Среди них живописные полотна
и графические листы, фотографии, коллажи и объекты из собрания Романа
Бабичева, а также избранные произведения из коллекции Московского
музея современного искусства.
Начало творчества Григорьева пришлось на вторую половину 1960-х
годов, когда он присоединился к группе "Движение" - художественному
коллективу, сыгравшему ключевую роль в становлении направления кинетизма.
Возникшая на волне общей либерализации 1950-х и, с другой стороны,
в русле присущей времени склонности к сциентизму, группа "Движение"
к концу 1960-х сохранила импульс жизнестроительных, оттепельных
ожиданий. Во многом ее члены связывали образы будущего с развитием
науки и технологий, расширяющих возможности познания мира, его систематизации
и дальнейшего прогрессивного изменения. В рамках коллективной практики
Григорьев много занимался проектированием как архитектурных решений
для городских событий, так и киберсред - эффектных футурологических
театрально-игровых пространств. Совместно со Львом Нусбергом, Галиной
Битт, Франциско Инфанте и другими авторами он участвовал в разработке
и постановке кинетических игр. После распада группы в 1970-х годах
художник продолжил заниматься конструктивно-кинетическим проектированием,
но в большей степени сфокусировался на живописи, исследуя выразительные
возможности картинного пространства и психофизиологические особенности
зрительного восприятия.
Занимаясь преимущественно разработками полифонических систем геометрического
орнамента, что сближает его произведения с классическим западным
оп-артом, в своих работах Григорьев сосредотачивается на детализированном
рассмотрении ключевых законов зрительного эффекта. Границы и возможности
реакций человеческого глаза и его связь с когнитивными функциями
формируют центральный объект его интереса. Прозрачные среды - это
элементы глаза, пропускающие и преломляющие лучи света и организующие
доступные нам системы видения. Иными словами, это материальная фактура,
позволяющая передавать информацию, которая служит своего рода медиатором
между разными частицами физического мира. Калейдоскоп их динамического
и непрерывного движения разворачивается в стенах этой экспозиции,
освещающей ключевые этапы практики художника и фундаментальные принципы
устройства взгляда.
Кураторы: Роман Бабичев, Мария Доронина
 |
Александр Григорьев и Лев Нусберг. Пришельцы
в лесу. Кинетическо-футорологическая Игра на природе, Чертаново
(Москва), 1971 г
|
О художнике:
Александр Григорьев (р. 1949, Ленинград) - художник, окончил архитектурный
факультет ЛИСИ. В 1968 году в составе группы "Движение"
разрабатывал проект оформления пионерлагеря "Орлёнок"
на Северном Кавказе. Участник групповых выставок: "Советскому
цирку - 50 лет" (1969), "Электроника" (1970), "Химия-70"
(1970), "Электро-72" (1972) и др. Принимал участие в кинетических
играх на природе: "Пришельцы в лесу" (Чертаново, Москва,
1971) и "Кинетические игры на море" (Крым, 1972). В 1972
году вышел из состава группы "Движение". В 1974-м создал
кинетический ансамбль для выставки "Студенческое творчество"
(совм. с Г. Антоновым); автор сценографии и костюмов для театрально-кинетического
представления "Игра форм" группы "Динамика".
В середине 1970-х разработал и воплотил несколько постановочно-игровых
акций: "Языческий крест" и "Блуждающая линия"
(1975-1976), "Заблудившаяся стрела" (1978). В 1973-2005
годах внештатный художник-график издательства "Знание".
Постоянный участник выставок Горкома художников-графиков, объединения
"Вернисаж" и выставок, посвященных кинетическому искусству:
"Трансатлантическая альтернатива. Кинетическое искусство и
оп-арт в Восточной Европе и Латинской Америке в 1950-1970-е"
(МСИ "Гараж", Москва, 2018), "Лаборатория будущего.
Кинетическое искусство в России" (ЦВЗ "Манеж", Санкт-Петербург;
Новая Третьяковка, Москва, 2020-2021) и др. Автор проекта "Размышление
Куба о Круге" на Хитровской площади в Москве (2021, арх. А.
Пунин). В настоящее время продолжает активную творческую деятельность.
Работы хранятся в ГТГ, Художественном музее г. Бохум (Германия),
частных собраниях. Живет и работает в Москве.
Материалы предоставлены PR-службой Московского
музея современного искусства
Тел.: +7 (495) 690-68-70
Сайт: mmoma.ru
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
|