Хоббика производит трендовую городскую мебель. 3d модели уличной мебельи
логотип Архитайм.ру
Telegram-канал АРХИТАЙМ
Архитайм вконтакте
architime во всех популярных соц.сетях
Youtube-канал ARCHITIME.RU
architime во всех популярных соц.сетях
подписка

Новости и статьи

Паблик-арт, тотальные инсталляции и многозальный кинотеатр - каким был фестиваль "Архитектон 2023"

Подписка на пятничный дайджест
самое интересное
1 раз / нед
Паблик-арт, тотальные инсталляции и многозальный кинотеатр - каким был фестиваль "Архитектон 2023"
Фото © Полина Назарова
К списку значимых архитектурных событий в этом году добавился фестиваль "Архитектон", прошедший с 13 по 17 сентября в санкт-петербургском ЦВЗ "Манеж". Его ключевой темой стало понятие "времени" и взаимосвязь между прошлым, настоящим и будущим. А девизом фестиваля стала формула "Просвещение, диалог, действие". Каким же образом все это выразилось в экспозиции и деловой программе мероприятия, впервые ставшего открытым для широкой публики?
 
 

ИСТОРИЯ ФЕСТИВАЛЯ И НОВЫЙ ФОРМАТ

Фестиваль "Архитектон", помимо креативной художественной составляющей, интересен и как яркий пример масштабирования мероприятия и кардинальной смены его формата. "Архитектон был супер нишевой архитектурной премией Петербурга, которая вручалась с 2001 года Союзом Архитекторов и не предполагала широкой экспозиции. Мероприятие сознательно носило камерный характер, потому что изначально задумывалось, как соревнование по гамбургскому счету среди архитекторов и проводилось в формате "архитекторы судят архитекторов". Со временем такой формат стал максимально завязан сам на себе. В 2019 премия Архитектон не состоялась из-за пандемии и с тех пор не проводилась. В 2023 году мы поняли, что если и продолжать, то каким-то новым образом. Поэтому мы переместились в Манеж, а премия перестала быть только премией и превратилась в полномасштабное событие городского, а в перспективе и общероссийского масштаба", - рассказал один из кураторов фестиваля, архитектор Георгий Снежкин.

 

Фото © Полина Назарова

Другими словами, кураторы "Архитектона" уверены, что со временем фестиваль станет сомасштабен таким известным мероприятиям, как "АРХ Москва" и "Зодчество". Так ли это, покажет время, но необходимый потенциал у "Архитектона", организатором которого является Союз архитекторов Санкт-Петербурга, безусловно, есть.

Фото © Полина Назарова

Для лучшего понимания концепции фестиваля стоит сказать несколько слов о его названии. Термин "Архитектон" ввел в 1923 году Казимир Малевич, назвав таким образом абстрактные архитектурные модели в духе супрематизма, состоящие из пересекающихся друг с другом геометрических тел. Эти модели были составной частью "супрематического ордера" - основы архитектуры будущего, какой ее видел Малевич.

Каким же видят будущее молодые архитекторы Санкт-Петербурга?

ПАБЛИК-АРТ КАК ПОПЫТКА ПРИДУМАТЬ БУДУЩЕЕ

Своеобразным манифестом выхода фестиваля в город и смены масштаба стала уличная часть экспозиции - проект "Магистрали" в рамках санкт-петербургской паблик-арт программы "Музейная линия". Его кураторы Георгий Снежкин и Лиза Савина предложили 15 молодым питерским архитекторам "создать архитектон за 200 000 рублей".

"Мы не просто предложили участникам перепридумать архитектон, а попросили помочь нам придумать будущее, в котором мы будем жить дальше. На мой взгляд, это та интенция, к которой последние несколько итераций обращается Венецианская биеннале", - отметила Лиза Савина.

Фото © Олег Сочалин

В результате у западного входа в "Манеж" появился "архитекутрный сад" из 14 архитектонов, пятнадцатый разместили отдельно у южного фасада. По мнению кураторов, работы получились очень разные по качеству и задумке. Одним из самых популярных арт-объектов стала "Деревянная печь", созданная АБ ПОЛДЕНЬ. Этот "архитектурный оксюморон" получился удивительно эргономичным и часто использовался посетителями в качестве уличной мебели. Далеко не все участники обыгрывали столь архетипические образы, часть работ являлась вариацией на тему классического архитектона, но с использованием оригинальных материалов. Например, авторы "Призмы супрематизма" Василий Арсеньев-Сарэу, Борис Немцев, Илья Сухаревский и Мария Ковалева покрыли свою работу слоем световозвращающей краски, чтобы превратить фото на фоне этого архитектона в отдельный вид супрематистского искусства. А Дарья Орлова и Анастасия Сергеева покрыли металлический каркас своего "Архитектона 10" смесью соли с клеем, которая постепенно смоется дождем - таким образом они обыграли тему времени.

Фото © Полина Назарова

Были и совсем необычные работы, например, "Неопознанный архитектурный объект" Артема Гаврилова и Максима Субботина, который, по словам авторов, "совместил в себе функции городской скульптуры, аттрактора и капсулы времени". Или кинетическая инсталляция "Глэмстрой" Дмитрия Мухина и Ксении Бендиной, представляющая собой абстрактную композицию из "корабельных балок".

ЭКСПОЗИЦИЯ В МАНЕЖЕ

Одной из важных задач фестиваля кураторы назвали "деанонимизацию архитекторов". "В разговорах горожан о современной архитектуре Петербурга можно часто услышать фразу: "Они там построили" Так вот, нам бы очень хотелось, чтобы у архитектуры сегодняшней появилось имя. Имя - большая ответственность за то, что мы строим и какой след оставляем во времени", - отметил Георгий Снежкин. Поэтому первый этаж экспозиции представлял собой некий срез творчества современных архитекторов Санкт-Петербурга - на мультимедийных экранах можно было увидеть более 100 проектов. А в центре зала расположился многозальный кинотеатр, на экранах которого 16 наиболее известных архитектурных мастерских Северной столицы представили свои 10-минутные видеопрезентации.

Фото © Олег Сочалин

Продолжая рисовать коллективный портрет петербургских архитекторов, кураторы разместили в центре зала второго этажа архитектурный депозитарий - круглый зал, по периметру которого расположены полки, где выставлены предметы из офисов и мастерских различных студий, бюро и практикующих архитекторов. А вокруг депозитария расположился лабиринт экспозиции "Ленинградская школа на пороге перемен". На его стенах было представлено наследие архитектурной школы города. Куратор данного раздела историк Андрей Ларионов придумал интересный прием - изображения, оригиналы которых не удалось найти в архивах, были размещены на кальке.

Тема влияния времени на материальную составляющую архитектуры была представлена в разделе "Руина", куратором которого выступил архитектурный критик Владимир Фролов. А вариацию на тему "Санкт-Петербург будущего" можно было увидеть в разделе "Город с открытым кодом", где Алина Черейская и Ксения Диодорова представили интерактивную инсталляцию в виде пазла.

Фото © Полина Назарова

ДЕЛОВАЯ ПРОГРАММА И ПРЕМИЯ АРХИТЕКТОН

"Просвещение, диалог, действие" - таким был девиз фестиваля, поэтому организаторы удели большое внимание деловой программе. Каждый день на двух дискуссионных площадках проходили лекции, питчинги, презентации и дискуссии. Среди спикеров и участников было множество известных архитекторов, в том числе Тотан Кузенбаев, Никита Явейн, Олег Шапиро и др.

В знак уважения к истории "Архитектона", 12 сентября в преддверии официального открытия фестиваля в ЦВЗ "Манеж" состоялось торжественное объявление результатов одноименной архитектурной премии и награждение победителей. Премия вручалась в четырех номинациях. "Лучшим проектом общественной формации" был признан Музейный комплекс "Центр промышленного прогресса", созданный "Студией 44" для реализации в городе Выксе. Лучшим реализованным объектом в данной категории стал отель "Игора. Времена года" от бюро RHIZOME, он же был отмечен гран-при фестиваля. Среди реализованных жилых объектов лучшей был признана "Вилла Петергоф", созданная мастерской "Головин & Шретер", а "Лучшим проектом жилой функции" жюри признало ЖК "WarmStone" от MAYAK ARCHITECTS.

Примечательно, что жюри премии состояло преимущественно из московских архитекторов, что довольно необычно для фестиваля, проходящего в Северной столице.

Победитель номинации "Лучший проект жилой функции": Жилой комплекс "WarmStone" MAYAK ARCHITECTS
 
Победитель номинации "Лучший проект общественной функции":
Музейный комплекс "Центр промышленного прогресса" АБ Студия 44
 
Победитель номинации "Лучший реализованный объект жилой функции":
"Вилла Петергоф" Головин & Шретер
 
Победитель номинации "Лучший реализованный объект общественной функции":
Отель "Игора. Времена года" RHIZOME

Статья подготовлена Олегом Сочалиным для ARCHITIME.RU
Рендеры предоставлены организатором
-----------------------------------------
Материал © ARCHITIME.RU
КОПИРОВАНИЕ ТЕКСТА ЗАПРЕЩЕНО БЕЗ АКТИВНОЙ ССЫЛКИ НА ARCHITIME.RU
-----------------------------------------

© 2007 - 2024, ARCHITIME.RU
Вопросы и предложения: mail@architime.ru
Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц моложе 12-ти лет.

Подписка

поток свежих
КОНКУРСОВ и ВАКАНСИЙ

ежедневно

ВСЁ
конкурсы / новости / вакансии / подборки и мн.др.

ежедневно

ВИДЕОЛЕКЦИИ
архитектура / дизайн / урбан.

1 раз / мес

ВДОХНОВЕНИЕ
истории / новости / подборки

3 раз / нед

дайджест САМОГО ИНТЕРЕСНОГО

1 раз / нед

 
бесплатные образовательные курсы для архитекторов и дизайнеров
Retkki производят уличную и парковую мебель, десткие игровые площадки ,  игоровое и спортивное оборудование

Телеграм архитектурные конкурсы
бесплатные образовательные курсы для архитекторов и дизайнеров
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru