Telegram-канал АРХИТАЙМ Архитайм вконтакте architime во всех популярных соц.сетях Youtube-канал ARCHITIME.RU architime во всех популярных соц.сетях
подписка

Мастера архитектуры.
Крупнейшая подборка работ и биографий известных архитекторов

Роберт Адам / Robert Adam

Подписка на пятничный дайджест
самое интересное
1 раз / нед

ОСНОВНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Страна: Великобритания

Годы жизни: 1728-1792

Роберт Адам - известный шотландский архитектор и градостроитель конца XVIII столетия. Адам - один из основоположников неоклассицизма в английской архитектуре. Работал вместе с братьями Джеймсом, Джоном и Уильямом. Братья создали общественные и частные здания в Англии и Шотландии, а также многочисленные интерьеры, предметы мебели и декоративные объекты. Постройки Адама отличались рациональностью и строгостью классических форм, интерьер и мебель в его проектах играли немаловажную роль.

 
АЛВАР ААЛТО (ALVAR AALTO)

 

РАБОТЫ

Поместье Harewood House,
Западный Йоркшир, Англия
(1759-1771)
Дом Mellerstain, Шотландия
(1760-1768)
Дом Остерлей в Остерлей Парке, Лондон, Англия
(1761-1780)
поместье Harewood House в Западном Йоркшире (1759-1771), Роберт Адам
Дом Mellerstain в Шотландии, (1760-1768), Роберт Адам
Дом Остерлей в Остерлей Парке в Лондоне, (1761-1780), Роберт Адам
Замок Кедлстон-холл, Лондон, Англия
(1765-1770)
Дом Кенвуд, Лондон, Англия
(1768)
Палтни-Бридж в графстве Бате, Англия
(1770)
Замок Кедлстон-холл в Лондоне,  (1765-1770), Роберт Адам
Дом Кенвуд в Лондоне, (1768), Роберт Адам
Палтни-Бридж в Бате (графство Великобритании), (1770), Роберт Адам
Замок Уэддерберн в графстве Берикшир, Шотландия
(1770-1778)
Дом Эпслэй(Wellington Museum), Лондон, Англия
(1771-1778)
Замок Кулзеан, южный Эршир, Шотландия
(1772-1790)
Замок Уэддерберн в графстве Берикшир в Шотландии (1770-1778), Роберт Адам
Дом Эпслэй(Wellington Museum) в Лондоне, (1771-1778), Роберт Адам
Замок Кулзеан, южный Эршир, (1772-1790), Роберт Адам
Register-house. Эдинбург, Шотландия и
Keddlestonhall около Дерби, Англия
(1773)
Register-house в Эдинбурге и Keddlestonhall около Дерби, (1773), Роберт Адам
 

БИОГРАФИЯ

(по материалам книги "100 великих архитекторов")

       Роберт Адам родился 3 июля 1728 года в Керколди. Его отцом был известный архитектор и строитель Уильям Адам. Он возглавлял, в частности, все военное строительство в Северной Британии. Роберт получил образование в Эдинбургском университете, который окончил в 1743 году. С 1745 года Роберт Адам уже работал ассистентом у отца. Когда Уильям Адам умер в 1748 году, то его дело возглавил старший сын Джон, а Роберт стал его партнером. Они сделали несколько работ по оформлению интерьеров, сочетая народные шотландские мотивы со стилем рококо - дом графа Гопетауна и дом лорда Дамфри в Эйшире.

       В 1754 году Роберт Адам отправляется на континетальную Европу. Сначала в Брюссель, а затем в Париж. До 1755 года он путешествует по югу Франции, затем перебирается в Италию. С января того года он живет во Флоренции, где серьезно занимается повышением своего профессионального уровня. Его другом становится французский архитектор Шарль-Луи Клериссо. Благодаря Клериссо, Роберт Адам значительно расширяет свои познания в истории и теории архитектуры.

       В феврале 1755 года Роберт едет в Рим. В древнем городе он увлеченно исследует античные постройки. Эта работа продолжается позднее в Далмации, куда он приехал в мае 1757 года. Здесь Адам провел изучение руин дворца Диоклетиана в Сплите, материалы о котором были опубликованы в 1764 году. Прежде чем вернуться на родину, Адам побывал с экспедициями в Греции и Египте. На английскую землю он ступил в январе 1758 года.

       Одной из первых построек Роберта Адама в Англии была стена ограды и ворота Адмиралтейства в Лондоне (1760). А начал он с интерьеров. В них ярче всего проявились особенности стиля Роберта Адама. В новопалладианском стиле он оформляет Хетчлэнд в Суррэ (1758-1761) и Шардело в Букенгемшире (1759-1761). В 1761 году следует большое число заказов: Харенвуд (Йоркшир), Крум Курт (Форчествершир), Хедлстон Холл (Дербшир), Бувуд (Вилтшир), Остерлей Парк (Миддлсекс).

       К числу наиболее известных интерьеров Роберта Адама относятся - аванзал в Сайон-хаусе в Миддлсексе (1761-1762) и большая библиотека в Кенвуде (1768) - лондонские дворцы-особняки.

       Внутренняя планировка зданий, построенных Адамом, отличается большей рациональностью и удобством. Комнаты расположены либо параллельными сообщающимися анфиладами, либо выходят в примыкающий к анфиладе коридор. Залы отличаются друг от друга не только размерами, но и формой. Наряду с прямоугольными, часто встречаются овальные и круглые помещения. Вместо тяжеловесной лепнины палладианских интерьеров применяются легкие лепные стуковые, часто золоченые рельефы, которые эффектно выделяются на стенах, окрашенных в различные цвета в зависимости от назначения комнаты, или изящными виньетками украшены потолки. Вообще орнаменту Роберт Адам уделяет большое внимание. Широкое распространение получают также маленькие картинки-медальоны и рельефы на мифологические сюжеты, органично включенные в декоративное оформление. Интерьеры Адама создают богатое и разнообразное впечатление. Вместе с тем архитектор стремится достичь полной законченности и гармонии во всем ансамбле декорировки. Лепнина потолка и стен, росписи, рисунки ковров и мебели, даже посуды, - все подчиняется единому замыслу.

       Другой характерный образец творчества Роберта Адама - замок Кедлстон-холл (1765-1770), построенный и отделанный зодчим по составленному другими архитекторами палладианскому плану - с полукруглыми крыльями, примыкающими к центральному зданию. Но расположенные по главной оси самые большие парадные помещения замка принадлежат, несомненно, Адаму. Замысел большого холла с несущими лепной потолок коринфскими колоннами из искусственного мрамора, стоящими в нишах стен античными статуями, перекрытого куполом салона, стены, которого расчленены нишами и табернаклями, навеян, вероятно, античными памятниками, с которыми Адам ознакомился во время поездки в Далмацию.

       В еще большей степени отвечали новым изысканным вкусам приемы отделки других, меньших по размерам, помещений - лепнина потолков и стен, украшения каминов. Изящный фасад клуба Будль в Лондоне (1765) дает представление о том, как Роберт Адам решал внешний облик здания.

       Современники нашли в нем мастера, сумевшего воплотить их представления о комфорте и целесообразности, явившихся столь специфической чертой английской архитектуры.

       Рационализм, облеченный в формы греческой античности, определял сущность творческого метода Адама. Внешности таких зданий должна была быть свойственна благородная простота памятников, созданных демократической Грецией. Для боковых фасадов дворцов, а также для лицевых фасадов буржуазных домов характерны большие широкие окна с веерообразными тимпанами наличников, встречающимися постоянно и над дверями. Любимая схема плана для резиденций магнатов у Роберта Адама напоминала форму букв Н и В. В центре помещался круглый или овальный зал, из которого открывались двери в две параллельные анфилады комнат; к ним иногда примыкал для удобства коридор. Роберт Адам, хотя и подчеркивал, что точно следовал греческим образцам, в то же время находил возможным вносить изменения в пропорции колонн и пр. Архитектор считал себя, например, изобретателем особого "британского ордера" - колонн с капителями в виде львов и единорогов. В зависимости от того, каково было назначение здания, очень менялся и характер архитектурного оформления. Когда дело шло о постройке замков, например, Латтон-хаус в Беркшире для премьер-министра лорда Бьюта (1767) или городских дворцов знати, то Роберт Адам не отказывался от массивности и величественности. Это выражалось в применении коринфских колонн, куполов, круглых зал с венцом колонн внутри и т.д. В дворцовом строительстве Адам не порывал столь резко с палладианством, как при постройке городских буржуазных особняков, загородных вилл, небольших усадеб джентри. В очень простых и строгих классицистических формах выдержан новый университет в Эдинбурге (1789-1791).

       Еще раз надо отметить, что большинство работ братья Адам делали совместно. Одной из их специальностей являлось объединение рядов домов по сторонам улиц и площадей единообразными фасадами. Таковы постройки в Лондоне на Портленд-плейс (1770), а также улица, выстроенная на поднятом ими же берегу Темзы, так называемая Терраса Адельфи (что значит по-гречески "терраса братьев", то есть братьев Адам, 1768 год) на Фитцрой-сквере.

       Для произведений браев Адам характерны простота и смелость в соотношении архитектурных частей и кропотливость в декорировании внутренности зданий. Адам были не только архитекторами, но и орнаментистами, по рисункам которых работали слесари, чеканщики, мебельщики и главное - штукатуры (преимущественно приезжие итальянцы). Своды, плафоны, стены покрывались рельефными растительными орнаментами и гротесками - белыми на голубом, бледно-оливковом, зеленом, сиреневом, розовом фонах. Стиль Адам здесь един со стилем произведений фабрики Веджвуда. Иногда, впрочем, тут, как и в отдельных архитектурных мотивах Адам, наблюдается непосредственное влияние на них помпеянского искусства. Камины делались из разноцветного мрамора. Резьба по дереву, столь обычная прежде в отделке зданий, совсем исчезает. Особенно известен внутренним убранством в этом новом стиле упомянутый замок Кедлстон.

       Из других работ в усадьбах знати важнейшие: Уитхем в Сомерсетшире (проект 1776 года), Комптон в Уорикшире (проект в 1776 году) и одна из последних работ - Госсфорд-хаус в графстве Ист-Лотиан, в Шотландии. Наряду с работами в замках земельных магнатов, братья Адам и их школа брали подряды и на более или менее богатую отделку лондонских буржуазных особняков и даже квартир и других помещений, сдававшихся состоятельным частным лицам и различным учреждениям.

       В Лондоне по чертежам Роберта Адама построены Лансдаун-хаус (начатый в 1766 году); дом Уоткин-Уинн (1772) на С. Джемс-сквере; дом лорда Дерби на Гровнор-сквере (1773); дом "Клуба Уайта" (1776) на С. Джемс-сквере; Дрюри-Лейнский театр (1776). Назовем еще старое здание Государственного Архива (1771) и церковь в Мистли в графстве Эссекс (1776).

       Около 1770 года Роберт Адам выстроил мост через реку Эвон, а в 1777 и 1782 годах набросал планы дальнейшего расширения города. Осуществление этого проекта производилось уже другими архитекторами.

       После публикации в 1773 году образцов архитектурных работ братьев Адам, их влияние быстро распространяется не только в Англии, но и за ее пределами. Традиции их искусства долго сохраняли свое значение в английской архитектуре. Уже сильно эллинизированный стиль братьев нашел свое продолжение в так называемом греческом возрождении, начало которого относится к концу XVIII века, - направлении недостаточно творчески оригинальном и в большой степени эклектичном. Своего полного развития это направление достигло в английской архитектуре первых десятилетий следующего, XIX века.

       Роберт Адам скончался 3 марта 1792 года в Лондоне.

-----------------------------------------
Материал © ARCHITIME.RU
КОПИРОВАНИЕ ТЕКСТА И ФОТОГРАФИЙ ЗАПРЕЩЕНО БЕЗ АКТИВНОЙ ССЫЛКИ НА ARCHITIME.RU
-----------------------------------------

 

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Биг-Бен - как сейчас выглядит самая известная в мире часовая башня?
Виндзорский замок - архитектурный монумент английской традиции или символ перемен?
© 2007 - 2022, ARCHITIME.RU
Вопросы и предложения: mail@architime.ru
Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц моложе 12-ти лет.

Подписка

поток свежих
КОНКУРСОВ и ВАКАНСИЙ

ежедневно

ВСЁ
конкурсы / новости / вакансии / подборки и мн.др.

ежедневно

ВИДЕОЛЕКЦИИ
архитектура / дизайн / урбан.

1 раз / мес

ВДОХНОВЕНИЕ
истории / новости / подборки

3 раз / нед

дайджест САМОГО ИНТЕРЕСНОГО

1 раз / нед

 
ПроГород - ТУРИСТИЧЕСКОЕ МАСТЕР-ПЛАНИРОВАНИЕ В РОССИИ
ПроГород - ТУРИСТИЧЕСКОЕ МАСТЕР-ПЛАНИРОВАНИЕ В РОССИИ
ПроГород - план развития российского туризма
бесплатные образовательные курсы для архитекторов и дизайнеров
бесплатные образовательные курсы для архитекторов и дизайнеров
бесплатные образовательные курсы для архитекторов и дизайнеров
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru