|
|
Основная информация:
Ээро Сааринен - один из крупнейших архитекторов США послевоенного времени.
В ранних работах Сааринена прослеживается приверженность к строгому
рационализму, в дальнейшем архитектор перешел к поискам символической
выразительности архитектурной формы, ее утонченной индивидуализации
и романтической экспрессии. Постоянно экспериментируя, Ээро Сааринен
не выдвинул собственного устойчивого творческого метода, но его поиски
символической образности оказали значительное влияние на развитие архитектуры
США 1960-х г.г.
|
|
Капелла, Массачусетский
технологический университет,
Кембридж, США
(1955 г.)
|
|
|
Аудитория Крезге,
Массачусетский технологический университет,
Кембридж, США
(1955 г.)
|
|
|
Хоккейная арена
Йельского университета (Ingalls Rink),
Нью-Хейвен, Коннектикут, США
(1958 г.)
|
|
|
Посольство
США в Лондоне,
Лондон, Великобритания
(1960 г.)
|
|
|
Терминал аэропорта
им. Кеннеди
(TWA Flight Center),
Нью-Йорк, США
(1962 г.)
|
|
|
Жилой комплекс
Йельского университета (Ezra Stiles
and Morse Colleges),
Нью-Хейвен, Коннектикут, США
(1962 г.)
|
|
|
Аэропорт им.
Даллеса,
Вашингтон, США
(1963 г.)
|
|
|
Северная церковь
(North Christian Church),
Колумбус, Индиана, США,
(1964 г.)
|
|
|
Здание CBS
(Columbia Broadcasting System Building),
Нью-Йорк, США
(1965 г.)
|
|
|
Арка в Сент-Луисе
(Gateway arch),
Сент-Луис, США
(спроектирована в 1947 г.,
открыта в 1965 г.)
|
|
|
Биография (по
материалам сайта www.100velikih.com)
       Ээро
Сааринен родился 20 августа 1910 года в Киркконумми, в Финляндии. Его
отцом был знаменитый финский архитектор Элиель Сааринен. В 1923 году
семья Сааринена переехала в США, и, фактически, формирование творческой
индивидуальности Ээро происходило в этой стране.
       Уже с юных лет отец привлекал Эро Сааринена к
проектированию. Его мать была скульптором, и в душе мальчика с детства
шла борьба между влечениями к архитектуре и к скульптуре. Он решает
стать скульптором и в 1929 году едет учиться в Париж. Через год Ээро
меняет решение, возвращается в США и поступает на архитектурный факультет
Йельского университета. Однако увлечение скульптурой оказало в дальнейшем
значительное влияние на подход Сааринена к вопросам формообразования.
В 1934 году, после окончания университета, Сааринен на два года уезжает
в Европу, где знакомится с новейшими архитектурными направлениями. Воспитанный
на эклектической архитектуре США, на фоне которой творческие принципы
его отца казались вершиной новаторства, Сааринен открывает для себя
в европейской архитектуре новые пути. В США он возвращается убежденным
сторонником функционализма, который во второй половине 1930-х годов
начинает постепенно все больше влиять на американскую архитектуру.
       Однако, работая в мастерской отца, Ээро Сааринен
был вынужден учитывать общую творческую направленность выходящих из
мастерской проектов. Все, созданные им совместно с отцом, произведения
несут на себе отпечаток творческого кредо Сааринена-старшего. Очевидно,
молодой Сааринен сознательно подавлял свои симпатии к новейшей архитектуре,
что было вызвано большим уважением к творческой последовательности Элиела
Сааринена, который до последних лет своей жизни оставался верен традициям
финской архитектуры начала XX века.
       После смерти отца в 1950 году Ээро Сааринен резко
меняет направленность работы архитектурной мастерской, не останавливаясь
перед коренным изменением уже находившихся в стадии завершения проектов.
Первой крупной работой, принесшей Сааринену широкую известность, был
ансамбль зданий технического центра фирмы "Дженерал-моторс" в Уоррене,
штат Мичиган (1951-1955). Этот комплекс был назван в архитектурной печати
"промышленным Версалем".
       Затем
Ээро Сааринен строит аудиторию Массачусетсского технологического института
(1955), где оболочка в форме одной восьмой шара, опирающаяся на три
точки, применена явно в формальных целях, так как внутри это сооружение
не представляет собой единого пространства (как это можно предположить
по его внешнему облику), а разделено на два этажа с несколькими помещениями.
Несмотря на признание его ранних работ, Ээро Сааринен во второй половине
1950-х годов резко изменяет направление своего творчества, стремясь
к усилению пластической выразительности форм и утверждению собственно
эстетических ценностей архитектуры. В начале своей деятельности Сааринен
находился под влиянием Миса ван дер Роэ. В его ранних работах можно
увидеть оригинальное воплощение идей универсального пространства, призывов
к анонимной архитектуре. Однако наиболее существенный вклад Сааринена
в теорию архитектуры был связан с дальнейшей разработкой принципов "органичной
архитектуры", последним крупным представителем которой был Ф.Л. Райт.
Сааринен исходил из идеи, что развитие архитектурной композиции можно
уподобить развитию биологического организма на основе заложенного в
нем генетического кода. Следуя этому принципу, Ээро Сааринен создает
здания аэровокзала им. Дж. Кеннеди в Нью-Йорке (1956-1962), аэропорта
им. Даллеса в Вашингтоне (1958-1962) и крытого хоккейного стадиона Йельского
университета (1958). Своим пренебрежением к последовательности, утверждения
в каждой новой постройке собственной манеры, Сааринен как бы демонстрирует
широту стилистического диапазона сформулированного им принципа формообразования.
Ярко эти тенденции проявились в его проекте аэровокзала в Нью-Йорке,
построенного уже после смерти автора. Здесь сложное сочетание сводов
и пластические формы криволинейных железобетонных опор использованы
для придания облику здания экспрессионистической выразительности, для
создания образа "взлетающей птицы".
       Во
второй половине 1950-х годов Ээро Сааринен становится лидером нового
направления американской архитектуры. Излагая свои теоретические позиции
в многочисленных статьях и выступлениях, Сааринен привлекает широкий
круг архитектурных проблем. Особое значение он придает эмоциональной
и психологической функции архитектуры, а также возможностям использования
традиционных форм - проблемам, недальновидно отвергнутым сторонниками
ортодоксального функционализма. Он отдал дань своеобразному "неоакадемизму"
в зданиях американских посольств в Лондоне и Осло. Жилой комплекс Йельского
университета (1962) - пример оригинального творческого прочтения готики.
В одном из своих последних проектов, также осуществленном уже после
его смерти (1963), - аэровокзале в Вашингтоне - Сааринен более органично
и оправданно применяет криволинейное покрытие.
       В
1960-е годы в архитектуре все более заметной становится тенденция в
строительстве деловых зданий отказаться от легких стеклянных призм в
духе "школы Миса" и перейти к более устойчивым, по отношению к колебаниям
моды, формам. Сказывается здесь и стремление придать этим сооружениям
более солидный облик, используя для этого испытанные вечные материалы.
Такие отдельные, еще только намечавшиеся на рубеже 1950-х и 1960х годов
новые черты архитектуры делового здания были, в концентрированном виде
и с большим художественным мастерством, воплощены Ээро Саариненом в
последнем проекте для компании "Колумбия Бродкастинг" в Нью-Йорке.
       С
этим произведением архитектора повторилась история, характерная и для
многих других его работ. Проект был весьма прохладно встречен критикой,
однако после завершения строительства, этот гранитный исполин получил
большой приз Американского архитектурного института в 1966 году, как
"здание, отличающееся чистотой форм, простотой и строгостью", в облике
которого "сочетается сила с элегантностью". Простота внешней формы этого
произведения свидетельствует о разнообразии творческих поисков Сааринена.
И все же, оценивая его последние работы, необходимо выделить стремление
архитектора не к геометрической простоте формы, а к ее пластичности,
скульптурности; Сааринен как бы лепит форму, создавая сложные объемы
и пространства.
       Скончался
Ээро Сааринен в 1961 году на пике своего творчества.
|
|