|
ГРУППА МВРДВ
|
MVRDV
|
РАБОТЫ
АВТОРОВ:
|
||||
Нидерланды
|
![]() |
Годы
жизни: |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Биография (по
материалам "Архитекторы рубежа тысячелетий" Рябушин А. В.)        Странное и труднопроизносимое название группы и архитектурного бюро МВРДВ - аббревиатура первых букв фамилий трех партнеров-основателей: Вини Маас, Якоб ван Рийс, Натали де Врис. Все они профессиональные архитекторы, уроженцы и граждане Нидерландов. Одновременно, в 1990 году завершили образование в Дельфтском техническом университете. Все трое много преподают, разъезжают по миру, пишут и издают вполне серьезные профессиональные книги. Все это не только не мешает, но и придает "особые измерения" главному - активной и плодотворной проектно-строительной деятельности. Их проектные работы, реализации, в различных формах представленные архитектурные идеи широко востребованы: Турция, Норвегия, США, Россия - такова их география. И, конечно, родина - Нидерланды и многие столицы и крупные города Европы - Лондон, Вена, Милан, Эдинбург, Гамбург, Венеция (Биеннале).        Вини Мас родился в 1959 году в Шейнделе. В 1978 - 1983 гг. учился в RHSTL Boskoop, получив диплом ландшафтного дизайнера. В 1990 году с отличием закончил Технический университет Дельфта по специальности "архитектура и градостроительство". До момента основания MVRDV Мас работал в различных архитектурных фирмах, последней из них была OMA Рема Колхаса.        Якоб ван Рейс родился в 1964 году в Амстердаме. В 1983 - 1990 гг. учился в Свободной академии в Гааге и Техническом университете Дельфта. До MVRDV работал у ван Беркеля и Бос (UN Studio) и в OMA.        Натали де Врис родилась в 1965 в Аппингедаме, в 1990 году с отличием закончила Технический университет Дельфта. Затем работала в нескольких европейских мастерских, в том числе - "Мекано".        Мастерская MVRDV была основана в 1991 году. Толчком к объединению стал совместный успешный, ничем реальным не завершившийся, европейский конкурс, который архитекторы выиграли в Берлине. Свою фирму, или как ее часто называют - лабораторию, организовали в Роттердаме в 1991 году. Благодаря многогранному образованию учредителей (городское планирование - урбанистика, ландшафтная архитектура, мебельный дизайн, архитектура широкого профиля), в бюро изначально утверждались междисциплинарный подход и неприятие узко профессиональной зацикленности (архитектура, считают они, - это деятельность намного более широкая, чем просто возведение сооружений), открытость к нетривиальным решениям, которые подчас подсказываются новациями в совсем иных, далеких от архитектуры, областях.        В одном из своих выступлений архитекторы подчеркивали: "Традиционных разделительных барьеров между различными дисциплинами (на деле) не существует. Опыт реализации проектов показал, что взаимодействие плодотворно и обогащает решения. К заданию на разработку интерьера можно подходить, как будто это фрагмент городской среды; принципы ландшафтной архитектуры могут быть применены в собственно архитектурном проектировании". В своих публикациях они отстаивают и междисциплинарный подход, и генеральную, по их мнению, стратегическую цель архитектуры: с одной стороны, максимально развивать высокоплотное строительство, чтобы пресечь "серое расползание городов", а с другой - интенсивно сберегать то, что еще осталось от природных ландшафтов.        Уже не одно десятилетие работы бюро МВРДВ позволяют говорить об архитектуре неординарной, в чем-то, возможно, противоречивой, капризно самобытной, как правило, захватывающей внимание - во всяком случае, никогда не банальной - в смысле эксплуатации общепринятых приемов. Группой МВРДВ уже осуществлено большое количество заслуживающих внимания объектов различной типологии. Остановимся на характерных:        ВоЦоКо - название жилого комплекса для престарелых в Осдорфе - пригороде Амстердама. Он был завершен в 1997 году и сразу вызвал ажиотаж. Шокировали немыслимо далеко выдвинутые от стен балконы и (что главное!) консольно висящие в воздухе целые квартиры. И это вовсе не из озорства, как на первый взгляд может показаться. Нужно было максимально высвободить территорию участка для озеленения. Отсюда решение скомпоновать жилой корпус в виде узкой пластины. Но в эту пластину физически вмещалось не более 87 квартир оговоренных параметров. А по заданию их должно было быть 100. Не поместившиеся 13 квартир разных типов авторы просто-напросто вывесили консольно в виде гигантских одно-двухэтажных параллелепипедов, из которых в свою очередь выступали необходимые балконы. Этот из ряда вон выходящий прием реализован на сплошь стеклянном северном фасаде корпуса с поэтажными галереями. Сами консоли-квартиры обшиты деревом, их балконы - из затемненного цветного стекла. Южный фасад, сплошь обшитый деревом, тоже необычен: окна в нем различных размеров и в произвольном ритме расположены, равно как и балконы, совершенно по-разному, но всегда необычайно далеко выступают из стен. На фасадах ясно прочитывается индивидуальная особенность квартир. К тому же цвет ограждений балконов каждый жилец выбирал по собственному вкусу (в рамках предлагаемой палитры), что в результате создало живой колористический ритм, свободно струящийся по фасадам. Возникает вопрос - чисто профессиональный: что в конечном счете более естественно, если хотите, правдиво и правильно - такое многообразие форм архитектуры, выражающее внутреннее многообразие жизни, или привычная застылость "правильных" композиций? Во всяком случае, нельзя не согласиться с оригинальностью и зрелищностью предложенной архитектуры. Комплекс многократно публиковался, даже по нескольку раз в разных журналах, и в итоге вышел в финал конкурса европейской архитектуры на премию Миса ван дер Роэ.        В том же 1997 году группой МВРДВ была завершена Вилла ВПРО в Хильверзуме, Нидерланды. ВПРО - эффективно действующая общественная радио- и телекомпания, для нее и было построено новое здание. Почему названо Виллой? Потому, что в течение многих лет компания занимала 13 старинных вилл. Появилась единая Вилла с большой буквы. Она включает необходимые офисные и представительские помещения, производственные системы и устройства, зону обслуживания с рестораном. Функциональная программа сполна реализована. Но главное - архитектурные особенности. "Изюминка" - вход, точнее, входная зона обращает на себя внимание и прочно запоминается.        В принципе, все здание напоминает этажерку. Конструктивная схема нарочито обнажена. Круглые колонны пронизывают этажи, разделенные мощными горизонталями плит бетонных перекрытий, контуры которых - в плане - заметно выходят за линии опор. Это сразу же акцентирует горизонтали. Здание - за исключением первого этажа - сплошь остеклено. Опять-таки, для выделения горизонталей перекрытий, остекление заглублено по отношению к их контуру. Первый этаж - зона подхода, подъезда, временной парковки. До сих пор все ординарно. Вот только мощные плиты перекрытий как-то по-особому артикулированы. И не случайно. Тут-то и начинается главное: плоскость нижнего из этих мощных перекрытий (над открытым первым этажом) мягко загибается в диагональном направлении, будто это не железобетонная плита, а мягкий полог, ковер. На углу эта изгибающаяся плита сливается с плитой перекрытия над следующим вторым этажом. Посетителям обеспечен доступ прямо на третий этаж - в "сердце здания".        Беспрецедентная входная зона - главное, но не единственное, что следует отметить. Группа МВРДВ - экспериментаторы. В здании нет обычных для офисов подвесных потолков, скрывающих шероховатости строительных конструкций. По традиции бруталистов все предъявлено в своей подлинности, без ухищрений. Нет никаких предварительно изготовленных элементов. Авторы предпочитают работу на месте и с простейшими материалами - монолитный железобетон, сталь, стекло, дерево. Непривычные сочетания нисколько не смущают. Наоборот. Открытый бетон в интерьере покрыт коврами, в том числе персидскими - в память об интерьерах старинных вилл, где работала компания. Отсюда же и смешные люстры "под старину" на фоне бетона потолков.        Поначалу предполагались эксперименты куда более решительные. Было предложено обойтись вообще без остекления - от наружного пространства интерьеры должны были ограждаться "стенами" подогретого воздуха. От мечты авангардистов, начиная с Аркигрэм, пришлось и здесь отказаться - по соображениям безопасности и экономии энергии. Но экспериментаторы не успокоились: если уж стекло, то такого качества, чтобы "выжать" максимальный эффект. В результате были использованы 35 сортов стекла различных оттенков, прозрачности, отражающей способности. В различных местах и уровнях в остекленный блок здания врезаются открытые террасы, застекленные дворы, некие стеклянные стаканы, пересекающие бетонные перекрытия и открывающие различные участки и уровни интерьера небу, воздуху. Авторы стремились реализовать идею непрерывного пространства - не только по горизонтали, но и по вертикали. Это, по их мысли, создает особое чувство взаимодействия и общности работающих в здании, равно как и ощущение "открытости" работы компании в целом.        Здание, вне сомнения, впечатляет. Это и отличная реклама, и как бы фирменный знак компании, как часто бывает с хорошей архитектурой. Тем не менее, обратившая на себя внимание постройка вызвала, мягко говоря, неудовлетворение и пренебрежительные ремарки Рема Колхаса - давнего наставника и неофициального патрона группы, если не прямо, то во всяком случае косвенно инспирировавшего собственными работами этот замысел молодых коллег. Бывают труднообъяснимые ситуации...        Знаком профессионального признания МВРДВ стал, безусловно, заказ на проектирование и строительство национального павильона Нидерландов на Экспо-2000 в Ганновере. Это сооружение многократно опубликовано. Тем не менее, определенные комментарии необходимы. Прежде всего следует выделить высокий уровень метафоричности, в ряде моментов пересекающейся с изобразительной плоскостью, - единение абстрагированности и чувственно воспринимаемой иллюзорности. Авторы поставили себе задачей представить миру свою страну и - более того - через сложности страны привлечь внимание к проблемам всего мира, человечества - вот на какие уровни выводит работа молодых голландцев!        Нидерланды - государство с тяжелой судьбой и очень высоким уровнем жизни - благодаря труду народа. Это маленькая страна, с невероятной плотностью населения, где все и вся уже сегодня буквально "сидят на головах" друг друга (вспомним - наслоение уровней павильона!). Это страна, где практически ничего не давалось судьбой даром. Все приобреталось тяжелой работой поколений, вплоть до самого элементарного - жизненного пространства, земли, на которой живут, которую обрабатывают, которая кормит - ее-то и приходилось (и приходится) буквально отвоевывать у моря, о чем постоянно напоминает само название страны, и отвоеванное не менее тяжело отстаивать и окультуривать, превращая в обжитые природные и архитектурные ландшафты - разные, но одинаково ухоженные и прелестные. Их-то и продемонстрировал нидерландский павильон, преподнося зрителям буквально "на ладошке" ландшафт за ландшафтом, наложенные, напластованные друг над другом.        По той же схеме, что и в музее Райта, посетителей доставляли на самый верх, и по ходу вниз они осматривали уровни-этажи. На самом верху павильона, на высоте 40 м, были под открытым небом озерцо с обязательным островком, вращались, вырабатывая энергию, ветряки - типично голландский пейзаж. Вниз сочился, моросил "дождик" - водный занавес орошал "зону лесов" на нижележащем уровне. Мощные стволы многолетних деревьев - часть опорной конструкции. Еще ниже зритель буквально терялся в море тюльпанов - голландских! И наконец, в самом низу, пустынные лабиринты дюнных ландшафтов. Как в каком-то чуде, пейзаж оказался "вертикальным", и, опускаясь сверху вниз, посетитель охватывал взглядом всю страну, проходя через этакую экосистему из воды, энергии, лесов, садов и парков, прибрежных дюн - всех этих ландшафтов, с которыми в первую очередь и имеет дело сегодняшняя нидерландская архитектура, уже давно пришедшая к выводу, что дело не в самом по себе возведении зданий, но в ландшафтных и градостроительных системах, приемах застройки, ведущих к экономии территории и пространства, поддержанию уцелевших ландшафтов и сотворению новых, единению рукотворного и естественного, техники и природы, цивилизации и культуры. И, - конечно, экономия энергии, природных ресурсов, охрана всего и вся.        Отвоевывание пространства у моря не может продолжаться бесконечно, а жизнь продолжается, страна растет. Дальше единственный выход - вверх, в многоуровневые пространственные структуры, которые дадут возможность развивать экстремальные урбанистические и природные уплотнения, умножать редкие дары природы. Новейшую технику человек обживет с помощью архитектуры и градостроительства, садово-паркового искусства, ландшафтного дизайна... Метафорическую, образную и даже физическую модель всего этого и предложила группа МВРДВ. Причем значение этой их модели универсально. Проблемы экономии и умножения пространства отнюдь не только нидерландские, они стоят перед всем миром, и радикальный вариант их решения предложили молодые архитекторы. Пожалуй, со времен Аркигрэма не было такого социально и этически активного визионерства, предлагающего одновременно и новые эстетические ценности. А здесь к тому же реализация, натура.        Впрочем, все эти серьезнейшие материи сознательно уведены авторами как бы в подтекст. В открытом тексте - выставочный павильон - яркий, веселый, балаганный. Зрителю предлагается не только образ, картинка, но театр, скорее даже - хэппенинг, участником которого каждый становится, где вокруг все радостно, насыщено цветом, пестро, и брызжет вода, и шумят листья, колышутся тюльпаны и бешено крутятся ветряки, а мимо еще проносятся в воздухе разноцветные кабинки подвесной канатной дороги. Но за всем этим карнавальным, ярмарочным, шутовским развлечением-представлением - опять-таки строгий расчет, функциональная логика. До пределов минимализма доведены конструктивные и архитектурные формы. Тщательно продумана система циркуляции людских потоков. Открытые лестницы по спирали опоясывают основной куб и вместе с выносами балконов и террас создают ощущение некой "растопыренности", "разбегания" объема в пространстве - вместе с размашистыми ветвями деревьев, трепещущей листвой. При всей солидности отдельных форм, целое насыщено воздухом, светом. Как-то легко сливаются воедино противоположности, кажущиеся несовместимоыми. Создано новое - перспективный образ, концепция, объединившая ландшафтные и архитектурные элементы. Предъявлен эксперимент по экономии пространства - не только концептуально, но и физически измеримого строительного пространства: из девяти с небольшим тысяч квадратных метров строительного участка авторы умудрились использовать под застройку чуть больше одной тысячи - это тоже показатель профессионализма. В целом это эксперимент по экономии с большой буквы - и энергии, и природных ресурсов, и инфраструктуры. Так сказать, мини-экосистема, по аркигрэмовской терминологии - "ранец выживания". Думается, что это куда важнее и перспективнее, чем украсить цветами небоскреб или атомную электростанцию. Здесь проявили себя архитекторы будущего.        Павильон Нидерландов от МВРДВ сразу же после открытия уверенно занял место в самой верхней части листа архитектурных "хитов" ЭКСПО. И в профессиональной прессе оценки были более чем доброжелательные: в павильоне видели даже своего рода символ, некие черты архитектуры будущего, полагая, что это "Эйфелева башня наших дней".        После успеха в Ганновере бюро МВРДВ буквально завалили заказами, в том числе и из других стран.        Бездну выдумки продемонстрировала группа на венецианской Биеннале-2002, в различных жанрах, разделах выставки. Пульсировала цветная мозаика макета Флайт-форума - огромного, в 60 га комплекса грузового двора аэропорта Эйндховен (на месте летной базы времен "холодной войны"). В сплошной фактурный ковер складывались блоки различной конфигурации, ярко маркированные и пригнанные один к другому - экономятся по три фасада, вдвое - внутренние стены, энергия. Незастроенная половина территории - функциональные разгрузочные и "экологические островки" с ландшафтным озеленением, живописна трассировка проездов. В разделе "Город башен" отчаянно скособоченная гигантская "табуретка" с торчащими наклонными "ногами" - специфическое видение высотной архитектуры. Центральная библиотека Брабанта - сугубо концептуальный проект. Главное - ухватить "нерв" информационной стратегии века - максимум концентрации и сочетание новейших технологий с неотменимыми "бумажными носителями". Огромный, сплошь стеклянный, цилиндр с далекого выноса "фирменными" балконами группы - снаружи и внутри, в круглом на всю высоту здания атриуме. Самая высокая постройка провинции ярко символична - свет знаний, как маяк в ночи, прозрачная башня культуры. Бесчисленные витки пологой спиральной рампы книжных стеллажей, в нескончаемом восхождении от А до Z накручивают 17 км. Опять-таки символ - круто взмывающие перекрестные спирали внутренних скоростных коммуникаций. Атриум эксцентричен в плане. В расширяющихся поэтажных пространствах - электронное оборудование и дифференцированный сервис, вплоть до традиционного кресла у камина, где сладко дремлется с книгой. А над головой (или под ногами) стремительно проносятся поезда, транзитный монорельс пронзает башню в уровне восьмого этажа, внутри пассажирская станция, снаружи стеклянную поверхность огибает упругая рампа спуска-подъема. Теоретически все коммуникации, включая транспорт, в едином информационном поле.        В том же 2002 году МВРДВ завершен монументальный 10-этажный жилой корпус Силодум в амстердамском Вестхафене. Здание длиной 130 м и шириной 20 м расположено на старой дамбе и за ее пределами - торцовая часть над водой на высоких сваях. Строго говоря, нужды в таком форс-мажорном решении не было - авторы идут на усложнение ради визуального эффекта. Тем не менее, уже нет шального удальства ранних проектов - все очень основательно, добротно. Но по-прежнему впечатляет. Всего в доме 157 квартир. Их фронт по фасаду варьируется от 5 до 15 м, высота - от 2,7 до 3,6 м. Квартиры одно-, двух- и трехэтажные, одно- или двухсторонние. Ограничивающие их поперечные стены - несущие. Коридоры посредине корпуса. Нижние четыре этажа в зоне входа - на таких же высоких сваях. Лежащее выше жилье свободной планировки. В квартирах балконы, зимние сады, патио, террасы и садики на крышах; в общедомовых коммуникационных зонах - галереи, обильное остекление. На фасадах корпуса выделено четыре мощных блока. Каждый со своим композиционным приемом и строем форм, цветом, но все очень крупно - отсюда ощущение монументальности. Это не абстрактный формализм: каждый блок поэтажно объединяет однородные квартиры, и эти "мини-кварталы" сходных жилищ как бы наслаиваются, напластовываются друг на друга - излюбленный и уже отработанный группой прием "штабелирования". Очевидны отсылки к метафоре здания как "малого города". Возникает иллюзия (утопия?) "соседств" с общим образом жизни. Напоминает опыты Ле Корбюзье и Моисея Гинзбурга. Но в отличие от классиков первой половины прошлого столетия, здесь идея архитектурного выделения "мини-соседств" отчетливо несет эстетический заряд, как бы критика не пыталась социологизировать затею. В тщетности социальных утопий архитектуры жизнь уже убедила, насколько жизнеспособной окажется эстетическая - покажет время.        МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ: Бутик Chanel с фасадом из сверхпрочных стеклоблоков от MVRDV (2015 - 2016 гг.) Голландский павильон на Экспо 2000 в Ганновере (1997 - 2000 гг.)
|
|
|
Подписка |
||||||||||||
|
![]() |
|
|||
|
|||