НОВОСТИ:
10.10.2014
Ассоциация Деревянного Домостроения в рамках проведения первой национальной
премии "Философия дерева" продолжает серию интересных репортажей
о жизни и деятельности членов жюри Премии - "Жизнь Деревянных Людей
(ЖДЛ)".
 |
Матиас Ромвос
(08/16/1969.). Государственный диплом Архитектора, электрик, преподаватель.
Национальность: француз. Член Ассоциации архитекторов Иль-де-Франс
/ 922634.Образование: Диплом Архитектуры, Школа Архитектуры Париж
Belleville (UP8), Школа Архитектуры Париж Tolbiac (UP7). Профессиональная
деятельность: владелец и генеральный директор архитектурного агентства
GRAAM Architecture. Награды: международная награда Серебряный луч,
за строительство первого 7-этажного деревянного здания (не CLT),
за строительство первого 6-этажного деревянного здания (не CLT).
Исследования:Ассистент старшего преподавателя, Университет / кафедра
архитектуры Париж Belleville, Эдит Жирар. Владение языками: французский
(родной), английский, испанский, греческий. |
Что привело Вас в сферу деревянного
домостроения?
Мои коллеги и я, мы работали с деревянными
конструкциями, прежде чем стать архитекторами. Я был плотником. И естественно,
когда мы закончили учиться на архитектора, мы стали работать с деревом.
Расскажите о самом ярком проекте по
строительству или обустройству с использованием древесины?
У нас нет самого яркого проекта, но
мы можем сказать что, область наших интересов – это отражение строительных
методик. Мы анализируем традиционные методы строительства зданий для
того, чтобы понять, как мы можем применить это в деревянном строительстве.
Мы думаем, что мы не можем все свести к строительству с применением
перекрестно-клееной древесины (CLT). Опасность в уровне потребления
дерева для развития деревянной промышленности.

Возможно ли создать /построить здание,
отвечающий всем потребностям современного человека и при этом функционально
не нарушающим природный баланс?
Нет, вмешательство человека в целом
нарушает природный баланс. Это так же, как и с рождением человека. Единственный
вопрос – это как не нарушить естественный баланс. Однако деревянные
конструкции являются наиболее чистыми системами для строительства и
нам необходимо развивать многоэтажное деревянное домостроение по всему
миру. Лоббирование бетонных конструкций сдерживает развитие деревянного
домостроения.
Какие направления/технологии наиболее
перспективны в деревянном домостроении сегодня, и какие из них могут
выйти на первый план в будущем?
Тенденции в деревянном домостроении
напрямую зависят от назначения объектов строительства, просто потому
что строительство частного дома совершенно отличается от строительства
офисного здания. Но если мы говорим про строительство домов, то у нас
существуют три модели строительства:
- каркасная технология
- деревянные балки (beam to column)
- перекресно-склееная древесина (CLT)
И для каждого типа у нас есть свой уровень
строительства. Каркасная технология подходит для зданий с количеством
этажей не более 5. Для зданий от 5 до 6 этажей необходимо использовать
деревянные балки. И перекресно-склееная древесина (CLT) - для многоэтажных
зданий из дерева: от 10 этажей и, кто знает, до какого предела. Такова
реальность сегодня.

Что для Вас «Философия дерева»?
Философия дерева для меня – это, прежде
всего, понимание этого материала. А чтобы понять этот материал необходимо
принять, что ему необходимо время, чтобы вырасти. Мы ничего не можем
с этим сделать, иначе это уничтожит данный сектор. Я говорю о сохранении
материала. Я не согласен с системой, которую используют производители
CLT!!!! Так как в этом случае мы идем по пути глупости и невежества,
что приведет к нарушению природного баланса. Мы обязаны думать о сохранении
дерева, т.к. его уничтожение – это самая большая опасность для нашего
будущего. Производители думают только о деньгах ($), и это всё, что
им необходимо для бизнеса!!!! Мы должны серьезно задуматься о том, что
нам необходимо сохранить и уберечь от самих же себя.
03.10.2014
Ассоциация Деревянного Домостроения в рамках проведения первой национальной
премии "Философия дерева" продолжает серию интересных репортажей
о жизни и деятельности членов жюри Премии - "Жизнь Деревянных Людей
(ЖДЛ)".
 |
Евгений Крупин.
Компания HolzProektBuro. По образованию – гуманитарий. Опыт в сфере
строительства более 15 лет. Первым в России применил технологию
Buldog, использовал технологию holzmetal в тяжёлых соединителях
и технологию timber concrete. Занимался проработкой сетчатой параметрической
конструкции для ARTPLAY из нового LVL. II место в конкурсе Министерства
образования РФ «Новый облик детских садов» с проектом ДС по технологии
CLT . Увлечения: литература, кино. |
Что привело Вас в сферу
деревянного домостроения?
Работы по устройству кровель были первым
опытом с деревянными конструкциями.
Расскажите о самом ярком
проекте по строительству или обустройству с использованием древесины?
Пожалуй, самым интересным до сих пор
остаётся проект устройства входной группы в здание фитнесс-комплекса.
Во-первых, с архитектурной точки зрения получился яркий и необычный
объект. Во-вторых, удалось применить ряд технологических новинок, которые
в России никто прежде (а многие до сих пор) никто не применял.

Возможно ли создать /построить здание,
отвечающий всем потребностям современного человека и при этом функционально
не нарушающим природный баланс?
Теоретически это не возможно, поскольку
воздействие человеческой деятельности (техногенный фактор) априори негативно
сказывается на природной среде.
Какие направления/технологии наиболее
перспективны в деревянном домостроении сегодня, и какие из них могут
выйти на первый план в будущем?
Технология, определяющая современный
вектор деревянного строительства – использование CLT-панелей. Будущее
за применением бамбука.
Что для Вас «Философия дерева»?
Если говорить о премии, то небольшая
надежда, что эта премия послужит популяризации применения древесины
в строительстве, позволит сформироваться в России классу профессионалов
от плотника до архитектора, кто понимает специфику и любит работать
с деревом.
20.09.2014
Ассоциация Деревянного Домостроения в рамках проведения первой национальной
премии "Философия дерева" начинает серию интересных репортажей
о жизни и деятельности членов жюри Премии - "Жизнь Деревянных Людей
(ЖДЛ)".
 |
Ольга Севан
- кандидат архитектуры, ведущий научный сотрудник Института культурного
и природного наследия, член ИКОМОС (Комитет по историческим городам
и селам и Комитет Народной архитектуры), член Европейского Совета
по селам и малым городам - ЕКОВАСТ и Ассоциации европейских музеев
под открытым небом, Заслуженный работник культуры. Автор генплана
и проектов секторов и жилых домов музея "Малые Корелы",
генплана Музея деревянного зодчества Вологодской области, пяти монографий,
150 статей, изданных России и за рубежом, отв. редактор 20 сборников
статей. Руководитель и участник социокультурных проектов и исследований
по развитию малых городов и сел и пр. www.ecovast.ru/sotrydn.ht |
Что привело меня в сферу деревянного
домостроения? А шире - в исследование
и проектирование сооружений деревянного зодчества и строительства. Немного
воспоминаний...
В жизни каждого человека, когда он оборачивается назад, в прошлое, всегда
найдется кто-то и что-то, оказавшие значимые влияния и изменения на
его жизнь. И только на расстоянии мы начинаем понимать, осознавать и
благодарить людей, родных и друзей, за тот опыт, что они нам преподали,
за ситуации, которые повлияли на весь последующий ход жизни.
Я оказалась в МАРХИ после математической школы как мне казалось в тот
период, вообще-то случайно… хотя я и посещала подготовительные курсы
и пр. Но учитывая, что мой отец был архитектором, учеником И.В. Жолтовского,
и в этой мастерской я провела своё детство, а позже и дружила с некоторыми
из коллег отца, то этот выбор, как мы понимаем, не был случайным. А
уже позже, когда я училась в архитектурном институте, в уникальном букинистическом
магазине, который был на 2м этаже "Метрополя", куда я систематически
захаживала и, экономя деньги от обедов, покупала там какие-то книги.
И вот там-то я присмотрела редкий по тем временам том М.Красовского
"Курс истории русской архитектуры", 1916 г. издания. И именно
эта книга открыла для меня деревянную русскую архитектуру, уже позже
были И.Грабарь, А.Бобринский, К.Романов и другие. В результате чтения
книг, просмотра с большим интересом множества очаровательных фотографий
храмов и домов, потрясающих воображение пространств и улиц, портретов
церковных наивных батюшек и фигур в разных одеяниях девушек, стариков
и детей, как и на сегодня уже не существующих деревень и ландшафтов.
И бредила во мне мысль всё это увидеть и пожить во всём этом... Наивная
я была, как потом выяснится.
И к счастью, именно после моего третьего курса в 1968 г. Министерство
культуры РСФСР объявило о начале работ по Своду памятников истории и
культуры. И мною, совсем молодой студенткой (смешно сегодня вспоминать!?)
была организована одна из первых экспедиций, куда входило четыре парня,
мы отправились "в романтическую неизвестность" - в Вытегорский
район Вологодской области. Что это было за время!? Молодость, наивное
представление о том, что хотелось увидеть в старых книгах, а… в реальности
все было иначе. Заброшенные деревни, покинутые дома, еще действующие
и охраняемые бабушками деревянные часовни на местных кладбищах, захламленные
и уничтожаемые на наших глазах церкви, их окна забитые большими иконами
из иконостасов, бездорожье, пыль…. И удивительные северные люди. Именно
они и помогали всю мою последующую жизнь переживать все невзгоды во
время многочисленных экспедиций: отсутствие гостиниц, столовых, транспорта
и просто еды...
Во время работы над дипломом, который стал результатом всех моих поездок
на Русский Север, я пришла на консультацию к Б.В. Гнедовскому, который
уже был известен в сфере реставрации деревянной архитектуры. А в начале
1974 года, уже после того, как, а я уже несколько лет как закончив институт,
Борис Васильевич предложил мне работать в мастерской по реставрации
памятников деревянного зодчества!!! И моя деятельность в ней продолжалась
с момента ее возникновения и до 1986 года. Сегодня уже очевидно, что
это был звездный период творческой мастерской, специализирующейся не
столько на отдельно стоящих "деревяшках", сколько на музеях
под открытым небом, о чем я писала ранее .
И глядя назад, становится очевидным, что эта мастерская и была нашей
школой, где получали образование под руководством бессменного ее руководителя.
Именно при нем территория обследованных и реставрируемых памятников
была огромна: Архангельская, Вологодская, Иркутская, Кировская, Пермская,
Ульяновская и другие области, изучался и Кавказский регион.
С самого начала прихода в мастерскую я работала над музеем деревянного
зодчества "Малые Корелы" под Архангельском, а позже и музеем
Вологодской области, которые стали реальным воплощением моих дипломных
и последующих исследований памятников и жилых домов Русского Севера.
Этот музей рассматривался в качестве экспериментальной базы для действенных
форм адаптации культуры. Это не только охрана культурного наследия,
презентация его образцов, но и включение их в современную жизнь. Важно
распространять наследие, в восстановлении некоторых традиционных форм
строительной и ремесленной культуры, ныне утерянной.
Последний вариант генерального плана музея был утвержден нами с Б.Г.
в 1975 году. Начиная с этого времени, мною разрабатывались проекты секторов
как самостоятельных "искусственных" моделей поселений. В тот
же период началась работа над методическими принципами и научным обоснованием
его формирования, которые затем легли в основу проектирования и строительства
не только музеев, но и отдельных исторических поселений. На территорию
в 75 га были перевезены более двадцати характерных типов жилых домов
из разных историко-культурных регионов Архангельской области. В настоящее
время в музее можно видеть более 120 памятников культового, хозяйственного
назначения, малых форм и жилища.
Поэтому, отвечая на вопрос о самом
ярком проекте по строительству или обустройству с использованием
древесины, то конечно я говорю об этом музее. И не только
потому, что я лично, в качестве главного архитектора проекта и
со своими коллегами его проектировала и строила (хотя и по этому,
что уж лукавить). А поскольку в нем заложена научная база исследования
и анализа сооружений одной из огромных территорий России, исходя
из её регионального своеобразия . Позже это стало основой исследований
и социокультурного проектирования не только сохранения, но и развития
российских поселений, уникальных ландшафтов и духа места. Всё
это можно обнаружить и в малых городах и в исторических центрах
крупных, если изучать и сохранять культуру и идентичность населения.
Отвечая на вопрос: "Возможно
ли создать /построить здание, отвечающий всем потребностям
|
|
Дом В. Клокотова
на Мезенском секторе музея
|
современного человека
и при этом функционально не нарушающим природный баланс"
говорю - да.
Но это возможно, используя опыт предков,
учитывая климат, в котором мы живем (а он как различен и бывает ой как
жесток!), историю и самобытность и этничность населения, его культуру,
сохранившиеся традиции (которые в 20 веке планомерно уничтожались),
как основу поддержания наследия и ландшафтов. При этом не стоит забывать
о тех модернизационных процессах, происходящих в мире. Мы живем в глобальном
пространстве, в Интернет, в мировом рынке и пр. Но это не значит, что
стоит забывать наши корни, кто были наши отцы (см. мои первые строки),
которые таки влияют на наш собственный образ жизни. Наконец, нам всем
дана возможность рефлексии и выбора. Можно продвигать то лучшее, что
есть в своей родине (да, это не просто), а можно взять уже то, что создано
кем-то и оно, несомненно, имеет успех и признание в мире. Но можно и
или должно, понимая, где мы сегодня.
И рассуждая о том, какие направления/технологии наиболее
перспективны в деревянном домостроении сегодня и какие из них могут
выйти на первый план в будущем, отвечаю. Что только те из них,
которые будут проверены временем, оно станет мерилом перспективности,
а также важно признание населения. Конечно же, оно разное по своим стратификационным
основаниям, по образованию, доходам и пр. Но постепенно вкусы людей
меняются, взгляд на окружение, в сравнении с европейскими образцами,
понимание того, что "там красиво, а у нас?" - срабатывает.
Топ- архитекторы, привлекаемые пока только богатыми заказчиками, несомненно
станут востребованы в исторических городах, центрах важных сельских
мест, может быть и не сегодня, но уверена, что скоро. И предлагать в
таких местах придется те технологии и образцы, которые соответствуют
данной местности и корреспондируются с ней. В разных экспериментальных
местах, в дачных или коттеджных поселках, жилище может иметь разные
формы и технологические новости, но с оглядкой на региональное своеобразие
местности и ландшафт. Сложная задача. Согласна.
А "Философия дерева", я же говорю о
"Культуре дерева", что видимо, понимается в каком-то близком
контексте, обсуждалась нами многократно как на конференциях, так и на
семинарах. Последние годы это проводится 21 марта - Международный День
дерева (ООН, 1971 г.). Сегодня леса занимают около трети территории
земли, но их площадь неуклонно сокращается. Тема леса поднималась на
Берлинском кинофестивале в 2011, где была представлена книга "Holy
Wood". Ее послание авторы формулируют так: не мы обычно защищаем
деревья - деревья защищают нас. Но и ее название не случайно. Помимо
непосредственной связи с киноиндустрией применительно к данному мероприятию,
подобное название - это полемика с американским Голливудом, чаще всего
далекого от идей охраны природы.
"Суперзатратность, избыточность, экстравагантность, изобилие, богатства,
"звезды" и…пластик, искусственность, поддельность. Этот современный
символ рога изобилия использует все мифы нашего мира... При этом и он
использует образ Дерева как основы жизни и энергии, что видно на примере
одного из самых экономически успешных фильмов, "Аватара" Джеймса
Кэмерона. Проект "Holy Wood" - попытка установления новых
стандартов, как в реальной практике промышленного использования дерева,
так и в его культурном освещении. В то время как Голливуд пытается завоевать
мир, проект Holy wood стремится принести мир всем нам" . И помимо
"живой" инсталляции в берлинском парке "Holy Wood"
предлагал несколько виртуальных лесных экскурсий по разным странам мира.
Сегодня, как никогда необходимо рассматривать "дерево, как предмет
культуры", его роль в историческом и современном развитии разных
стран. Многие исследователи, литературоведы, философы, искусствоведы
и архитекторы и др. обращались к теме "дерева" по разным направлениям,
анализировали ключевые концепты "дерева" в культуре и его
культурологическое значение. И не случайно. Действительно, дерево жизни
с одной стороны воплощает космическую сущность жизни, а с другой представляет
структуру вселенной. Факт, что его крона находится в небе, а корни уходят
глубоко в землю, позволяет понять его символичный смысл как органический
синтез иерархии самой жизни. Но "культура дерева" - это широкий
контекст и подходы к этому предмету необходимо рассматривать как части
жизнедеятельности и особенностей населения страны. Представляется, что
доступное, экологичное, энергоэффективное жилье из дерева могло бы стать
также одной из важных тем, способной объединить деятельность многих
разрозненных организаций на межведомственном уровне.
 |
Двинская усадьба
Тропина
|
|