|
|
|
|
|||||||||
|
||||||||||
11 декабря на Московском Урбанистическом Форуме мэр Москвы С.С. Собянин огласил имя победителя международного конкурса на концепцию градостроительного развития территорий, прилегающих к Москве-реке. По результатам голосования жюри конкурса
сильнейшим им был признан проект консорциума во главе с архитектурным
бюро "Проект Меганом". Старт конкурса, организованного ГУП «НИ и ПИ Генплана г. Москвы» по заказу Москомархитектуры, был дан С.С. Собяниным 29 июля на открытом заседании Правительства Москвы. За 1,5 месяца заявки на участие в конкурсе подали 216 компаний, объединенные в 47 консорциумов, из 15 стран мира (Россия, Бельгия, Испания, США, Франция, Германия, Нидерланды, Италия, Китай, Австрия, Хорватия, Колумбия, Сингапур, Филиппины, Дания).
18 сентября в ходе трех туров голосования
жюри были выбрали шесть команд, которые приступили к разработке концепций.
Участниками второго тура стали международные консорциумы во главе с:
В состав консорциума-победителя во главе
с "Проектом Меганом" также вошли:
Концепция победителя будет отдана на
доработку и в окончательном виде будет представлена в апреле 2015 года.
Проектные предложения, в том числе, первой очереди лягут в основу разрабатываемой
в дальнейшем градостроительной документации. Обсуждение программы развития территорий
Москвы-реки состоится 12 сентября в 15:30 на сессии «Москва-река как
источник регенерации городских территорий». Работы финалистов будут представлены
на презентации С. Кузнецова и А. Гнездилова "Москва-река. Шесть
концепций финалистов Международного градостроительного конкурса",
которая состоится 13 декабря в 15:30 в пресс-центре Московского Урбанистического
Форума. Обсуждение работ с участниками консорциумов пройдет 17 декабря в рамках фестиваля «Зодчество». |
||||||||||
Изучен международный опыт использования прибрежных территорий, в том числе в странах с холодным климатом. Формируется техническое задание на конкурс, который будет объявлен уже во 2 квартале текущего года. Всего в границах рассмотрения находится 10 400 га территорий различного функционального использования, из них собственно водная поверхность занимает 1940 га, т.е. 18%. По функциональному назначению территории, прилегающие к руслу реки, обобщенно можно распределить по следующим категориям:
Протяженность Москвы-реки в пределах городской черты составляет 83 км. Протяженность береговой полосы (суммарно по обоим берегам) — 201 км. Цель конкурса: Формирование общей концепции развития в городе Москве целостной системы взаимоувязанных территорий прилегающих к Москве-реке, превращение реки из «барьера» в «связующе звено» в структуре города. Результатом реализации градостроительного преобразования должно стать повышение качества городской среды, эффективности использования градостроительного потенциала территорий, прилегающих к реке. Задачи Конкурса:
Результатом конкурса будет концепция градостроительного развития прибрежных территорий Москвы-реки, включающая: - Общую концепцию развития территории в зоне влияния реки с определением приоритетных территорий, подлежащих развития и реорганизации; - Детализацию концепции на приоритетных территориях включая проектные предложения (в том числе градостроительные и планировочные транспортные экономические ландшафтные и прочие решения) предложения по повышению эффективности использования территории, определению этапов реализации Концепции и укрупненной экономической модели. В конкурсе могут принимать участие специалисты в области градостроительства, архитектуры, которые могут привлечь в команду специалистов в области транспортной инфраструктуры, культурного программирования, экономики, социологии и экологии. Конкурс - международный двухэтапный. Этап 2:
Конкурс концепций. Официальные языки конкурса: русский и английский.
ЖЮРИ: Международный состав, состоящий из представителей правительства, ведущих и авторитетных архитекторов, градостроителей и инженеров:
Победитель будет привлекаться в качестве консультанта при дальнейшей разработке проекта. Условия данного привлечения будут определены отдельным контрактом. Размер вознаграждения составит 6 000 000 (шесть миллионов) рублей.
Объявление о начале конкурса – 1 августа
2014 г. |
||||||||||
КОНКУРСНЫЕ МАТЕРИАЛЫ: ПРИГЛАШЕНИЕ
К УЧАСТИЮ В КОНКУРСЕ (pdf) |
||||||||||
НОВОСТИ: 22.10.2014 Состоялся пресс-тур по Москве-реке. 18 октября состоялся пресс-тур в рамках международного конкурса на разработку концепции градостроительного развития территорий, прилегающих к Москве-реке. В ходе мероприятия главным архитектором Института Генплана Москвы Андреем Гнездиловым была проведена экскурсия на теплоходе, следующему по маршруту ММДЦ «Москва-Сити» - полуостров «ЗИЛ» (причал «Кленовый бульвар»). Отраслевые эксперты Института рассказали об участках главной водной артерии столицы, ознакомили участников речной прогулки со спецификой прибрежных территорий, их потенциалом и задачах, поставленных перед финалистами конкурса. Как отметил А.Л. Гнездилов, «если смотреть в масштабе развития всего города, многие набережные – например, Краснопресненская, Киевская или Тараса Шевченко – были сформированы совсем недавно – в 50-60-е или даже 90-е годы ХХ века. Поэтому наш сегодняшний интерес к реке и большое желание побыстрее ее переустроить по лучшим европейским стандартам немного опережает возможности города. В наши текущие задачи, безусловно, входит и ускорение этого процесса, и масштабное понимание всей реки». Набережные центра города имеют особенности: Москва-река делает здесь два очень крутых поворота, практически на 180 градусов. Именно эти излучины дали нам ту впечатляющую панораму, которую мы можем наблюдать по ходу движения с реки, а также дали предпосылки для проектирования визуальных доминант и ансамблей в Генплане Москвы 1935 года. В ходе экскурсии г-н Гнездилов обозначил промышленные территории, которые еще ждут своих проектов – Бадаевский пивоваренный завод, карандашная фабрика Сакко и Ванцетти, «Филикровля», завод им. Казакова, «Трехгорная мануфактура» и другие. Он также отметил проект Международного Торгового Центра, 1-ая очередь которого была построена еще в 70-е годы ХХ века. Этот объект стал первым образцом действительно качественного иностранного строительства, не типичного для советской архитектуры. Другой интересной особенностью Москвы-реки являются ее высокие набережные. Сама идея их поднятия на 3 метра была заложена также в Генплане 1935 года и достигалась за счет строительства шлюзов и плотины в Перерве. Повышение уровня реки было связано с необходимостью обеспечения транспортной связи вдоль реки, которую еще в 30-е годы во многих местах можно было пройти вброд. Москва-река должна была стать портом пяти морей, а центральная часть города – разгрузиться за счет опоясывающей системы доступного речного транспорта. Спуски к реке являлись переходным, масштабным приемом для визуальной связи ансамблей по правому и левому берегу. К сожалению, увязка берег в один ансамбль не состоялась, т.к. ни одна из этих пар не была полностью реализована. Исправить получившуюся асимметрию предстоит участникам конкурса: в своих концепциях они должны не только предусмотреть создание новых имиджевых объектов вдоль реки, т.е. проанализировать речной сюжет и предложить места для размещения новых визуальных доминант. Тему формирования исторической застройки вдоль берегов, визуальных доминант и их историко-культурной ценности продолжил Борис Кондаков, архитектор НПО «Исторические зоны» Института Генплана Москвы. Все три объекта культурного наследия ЮНЕСКО на территории Москвы находятся вдоль реки, помимо этого по берегам расположены монастыри и церкви, являющиеся памятниками архитектуры, которые в текущем положении территорий Москвы-реки утратили визуальную связь с берегами. В задачи конкурсантов будет входить разработка программы приспособления и использования различных объектов культурно-исторического наследия, а также их включения в туристические маршруты вдоль набережных. О функции мостов Москвы-реки в обеспечении как пешеходной, так и транспортной связанности территории рассказала Екатерина Чернашкина, главный специалист НПО «Транспорта и дорог» Института. Она рассказала о значительном дефиците мостов, в первую очередь в срединной и периферийной частях города, где река в настоящее время зачастую является непреодолимой преградой для обеспечения пешеходных и транспортных корреспонденций, что в свою очередь приводит к автомобильным перепробегам и дополнительной загрузке существующих мостов и магистральной сети в их створе. По словам Алисы Беляковой, начальника отдела архитектурных и градостроительных конкурсов, другой важной задачей конкурса является обеспечение подхода пешеходов к реке, которая может быть решена за счет обеспечения проницаемости территорий вдоль реки и обустройства безопасных пешеходных переходов в зонах, где пешеходные связи пересекаются с автомобильным движением. О том, почему участникам конкурса зачастую придется искать компромиссное решение для формирования функций набережных, рассказал Сергей Канеп, заведующий отделом организации дорожного движения Института Генплана Москвы. По его словам, перед конкурсантами стоит важная задача развития, как пешеходной части набережных, что безусловно повысит притягательность территории, так и развития вдоль набережных велосипедной инфраструктуры, но при этом полностью отказаться от движения автомобилей тоже не представляется возможным. Специалисты Института рассматривали возможность полностью перекрыть автомобильное движение вдоль набережных главной водной артерии столицы на участке в пределах Садового кольца. Но в реальности такой сценарий невозможен, т.к. произойдет значительная загрузка всей остальной улично-дорожной сети центра города: Садового и Бульварного кольца, а также района Замоскворечья. С.Канеп отметил и транспортную функцию самой реки. По этому направлению в задании финалистам конкурса рекомендовалось не только сохранить функцию перевозки грузов по реке на существующем уровне, сохранять и развивать экскурсионные маршруты, но и задуматься о перевозке пассажиров, для чего важным является обустройство причалов и подходов к ним в зонах, где пассажиры смогут пересесть на другие виды транспорта, в первую очередь, в зонах пешеходной доступности станций скоростного внеуличного транспорта. Одной лишь возможности выхода к реке недостаточно для того, чтобы увеличить посещаемость набережных, оживить их и наполнить смыслом. На данный момент вдоль Москвы-реки практически отсутствуют места массового скопления и притяжения горожан, поэтому новым трендом в развитии прилегающих территорий станет формирование общественных пространств. Одним из аспектов конкурсного предложения по развитию территорий, прилегающих к Москве-реке, является создание неразрывных систем озеленений вдоль реки для улучшения экологического состояния территорий. Об общих возможных подходах к решению данной задачи рассказал Василий Грицан, заместитель руководителя НПО «Экология». Одним из них является объединение соседних природных территорий под управлением одного ведомства, как это случилось с Крымской набережной, «Музеоном», Парком Культуры, Нескучным садом и Воробьевыми горами. Такой подход приводит к гармоничному развитию неразрывных рекреационных пространств, способных вместить в себя много посетителей. В целом, площадь статусных территорий вдоль Москвы-реки составляет примерно 2000 га, при этом 900 га из них не требует разработки градостроительной документации, либо проектов планировок, а требуют только поддержания и современного ухода. Примерно 850-880 га требуют разработки проекта благоустройства, лишь 150 га – реорганизации, еще 100 га – проектов благоустройства, которые ложатся на плечи землепользователя. Возможно, именно территории, принадлежащие землепользователям, будут представлять особую значимость в концепции развития территорий реки. Международный конкурс на разработку концепции градостроительного развития Москвы-реки призван стать одним из инструментов взаимодействия Правительства Москвы и многочисленных собственников, инвесторов и застройщиков прилегающих территорий. Ввиду вышесказанного, неотъемлемым компонентом конкурсной практики города Москвы становится углубленный финансово-экономический анализ предложенных финалистами предложений. Подробно данную тематику раскрыл Станислав Гужов, начальник отдела экономико-финансовых расчетов и методики принятия решений Института Генплана Москвы, который рассказал об экономико-финансовой модели оценки эффективности проектных решений, разработанной совместно с экспертами-консультантами. В модели отражены складывающиеся тенденции на рынке недвижимости города Москвы, а также представлены укрупненные стоимостные показатели развития объектов строительства, капитального ремонта, а также реконструкции объектов различного функционального назначения. На протяжении работы эксперты Института
Генплана Москвы будут осуществлять консультирование и всестороннюю поддержку
участников, которым предстоит представить окончательные варианты концепций
до 3 декабря 2014 года. После технической экспертизы и работы жюри в
середине декабря 2014 года будет назван победитель конкурса. 03.10.2014 ОАО «СИТИ» выступило экспертом в конкурсе на развитие набережных Москвы-реки. 1 октября состоялся ознакомительный семинар для финалистов Международного конкурса на развитие прибрежных территорий Москвы-реки, организованного НИиПИ Генплана Москвы. Целью встречи стало знакомство с территорией проектирования, погружение в детали технического задания и общение с экспертами конкурса. ОАО «СИТИ» представило участникам мероприятия особенности набережных, примыкающих к территории ММДЦ «Москва-Сити». Международный конкурс на развитие набережных Москвы-реки был объявлен в августе этого года, в сентябре жюри определило список финалистов и пилотные территории для второго этапа конкурса – детальной проработки и проектирования, в список которых вошли набережные, прилегающие к ММДЦ «Москва-Сити» – набережная Тараса Шевченко, Краснопресненская и Пресненская набережные, улица Кульнева. Семинар открылся экскурсией на теплоходе по всем пилотным территориям, в которой приняли участие финалисты, члены жюри и эксперты конкурса. С приветственным словом выступили Сергей Кузнецов, главный архитектор Москвы, Карима Нигматулина, глава Института Генплана, и Андрей Гнездилов, главный архитектор Института Генплана. По словам Сергея Кузнецова, проектирование прибрежных территорий – это большая и сложная работа, поскольку нужно учесть инфраструктурную, историко-культурную и другие составляющие, река – это важная городская доминанта, и относиться к ней нужно соответствующе. Тему обустройства набережных продолжило выступление Татьяны Вольцингер, директора по развитию ОАО «СИТИ». Она рассказала об особенностях набережной рядом с Сити, являющейся единственной рекреационной зоной, связывающей деловой центр с городским пространством, поделилась ожиданиями всех участников проекта «Москва-Сити» от будущего обустройства этой прибрежной территории. Как отметила Татьяна, при разработке проекта набережной, прилегающей к Сити, необходимо обеспечить связь делового центра с рекой – важной частью инфраструктуры. Помимо бизнес-функционала, у Сити есть потребность в развитии общественных пространств: мы стремимся к тому, чтобы этот квартал стал комфортной территорией для всех резидентов и гостей «Москва-Сити». Большое внимание было уделено планировочной организации территории прибрежных зон, для которых особенно важно сохранение характеристик рекреационных природных комплексов, защита окружающей среды. При этом необходимо сделать общественные пространства удобными, устранить недостатки транспортной, социальной инфраструктуры прибрежных зон и сделать проекты по обустройству набережных инвестиционно-привлекательными. Результат решения этой непростой задачи будет представлен в середине декабря, при подведении итогов конкурса. Справка о компании ОАО «СИТИ» создано весной 1992 года, с 1994 года по договору с Правительством Москвы выполняет функции управляющей компании Московского международного делового центра «Москва-Сити» (ММДЦ «Москва-Сити»). В 2013 году основным владельцем ОАО «СИТИ» стала инвестиционно-консалтинговая группа Solvers. Главная цель компании — преобразить
облик ММДЦ «Москва-Сити», превратить его в место городского притяжения,
в пространство, которое бы стало эталоном для деловых кварталов международного
уровня с точки зрения удобства и функциональности. Деятельность ОАО
«СИТИ» включает в себя выполнение функции технического заказчика, содержание
территории, организацию движения, обеспечение транспортной доступности,
реализацию комплексной программы безопасности, благоустройство, развитие
и продвижение территории. 25.09.2014 Объявлены финалисты международного конкурса на градостроительное развитие территорий Москвы-реки. 19 сентября в пресс-центре МИА "Россия
Сегодня" прошла пресс-конференция, посвященная завершению 1-го
этапа международного конкурса на разработку концепции градостроительного
развития территорий, прилегающих к Москве-реке. На мероприятии были
озвучены шесть финалистов конкурса, отобранных жюри по портфолио, озвучены
участки для детальной проработки, а также даны пояснения по техническому
заданию.
Как сообщил заместитель мэра Москвы
по градостроительной политике и строительству Марат Хуснуллин, основным
критерием отбора финалистов стало наличие в портфолио реализованных
проектов по обустройству набережных рек, морских набережных и комплексного
развития территории. Компания Burgos&Garrido arquitectos из Испании
имеет большой опыт работы по интеграции и оздоровлению рек в Европе.
Команду Turenscape из Китая жюри отметило как компанию с бережным подходом
к историческому наследию и экосистемам. Известная российская компания
"МЕГАНОМ" раньше уже работала с набережными во время архитектурного
конкурса на реновацию промзоны "ЗИЛ". В портфолио работ компании
SWA Group (США) - всемирно известная набережная Пудонг в Шанхае. Maxwan
architects + urbanists из Нидерландов широко известна как проектировщик
нового города на 11 тыс. домов на Темзе в Англии. Архитектурное бюро
"Остоженка" во время участия в международном конкурсе на концепцию
развития Московской агломерации очень серьезно прорабатывала вопросы
развития Москвы-реки и других рек столицы.
Сергей Кузнецов, главный архитектор
Москвы, пояснил основную проблематику конкурса - это территории, не
вовлеченные в оборот и используемые неэффективно. "При этом концепция
должна предполагать оптимальное сохранение экологии, устранять недостаток
транспортных связей,- объясняет главный архитектор Москвы. - После конкурса
начнется работа по проектированию основных участков, более детальное
планирование выделенных территорий. Внутри этой работы мы суммируем
все принятые решения на территориях, прилегающих к Москве-реке - ЗИЛ,
"Зарядье", "Лужники", Крымская набережная, Нескучный
сад, территория МГУ, Мневники, Рублево-Архангельское и другие. Все эти
проекты мы попытаемся увязать в единую систему, еще раз оптимизируем
концепции, оценим предлагаемые решения по транспорту. Таким образом,
работа двинется единой канвой".
"В декабре 2014 года международное
жюри выберет победителя, совместно с которым Институт Генплана Москвы
доработает и адаптирует работу. Такая практика работы в рамках конкурса
позволяет получить в итоге действительно рабочие материалы, которые
трансформируются в реализованные проекты", - добавила Марина Лепешкина.
|
||||||||||
Контакты: Почтовый адрес для отправки Конкурсных
предложений: e-mail: info@themoscowriver.com |
||||||||||
Сайт: themoscowriver.com |
|
|
Подписка |
||||||||||||
|
![]() |
|
|||
|
|||