О
ВЫСТАВКЕ
Экспозиция создана
при поддержке генерального спонсора Банка ВТБ, компании Архскин и Voerman.
Выставка представит два ключевых периода в истории британского дизайна:
Индустриальную революцию XIX века, с которой начались массовое производство
и дизайн в его современном понимании, и Цифровую революцию XXI века.
В историческую
часть выставки вошли экспонаты из коллекции музея декоративно-прикладного
искусства и дизайна Виктории и Альберта (Лондон). Это двенадцать предметов
выдающихся британских дизайнеров конца XIX века, стремившихся сочетать
ремесленные традиции с новыми возможностями массового производства:
ткани и обои знаменитого Уильяма Морриса - лидера и идеолога "Движения
искусств и ремесел"; работы его соратников - резной алтарь архитектора
Филипа Уэбба и блюдо с павлином керамиста Уильяма Де Моргана; столовые
принадлежности "отца индустриального дизайна" - Кристофера
Дрессера, создававшего ясные и лаконичные формы, которые легко тиражировались
в промышленных масштабах и остались актуальными для ценителей хорошего
дизайна даже в наши дни.
Сегодня, как и
в конце XIX столетия, общество находится на пороге научно-технических
перемен, способных радикально изменить жизнь людей и ее предметное окружение.
Сочетание методов компьютерного моделирования с новыми технологиями
производства, такими как 3D-печать и лазерная резка, получило название
"Цифровой революции".
В современном
разделе выставки демонстрируются работы звезд британского дизайна -
Захи Хадид, Тома Диксона, Давида Куайолы, Даниэла Видрига, Джулиана
Майора, Арины Пейдж и Джеффри Мэнна, Майкла Идена, Тавса Йоргенсона,
Бартека Мейджора и многих других, чьи экспериментальные проекты не только
отражают тенденции сегодняшнего дизайна, но и находятся в диалоге с
предметами конца XIX века.
Посетители выставки
могут увидеть образцы интерактивных и программируемых решений в дизайне:
аудиовизуальную инсталляцию Давида Куайолы "Пейзажи Равеля",
преобразующую звуки музыкального произведения для фортепиано в сложные
динамические структуры, напоминающие природные ландшафты, а также цифровые
обои "Ветви ивы" Кристофера Пирсона, рисунок которых, выполненный
по мотивам одноименной работы Уильяма Морриса, изменяется прямо на поверхности
стены.

Новейшие технологии
помогают производить объекты, которые по сложности и мастерству исполнения
превосходят работы ремесленников прошлого. В экспозиции представлены
ажурные конструкции мебели и светильников Сары Энголд и Тома Диксона,
изготовленные методом лазерной резки; настольная лампа "Луп"
от Асса Ашуач, для создания которой дизайнер разработал компьютерную
программу, позволяющую любому человеку стать соавтором и придумать собственный
вариант дизайна, отпечатав его на 3D-принтере; высоко-технологичные
аксессуары и предметы интерьера Захи Хадид, которая черпает вдохновение
в современных архитектурных формах.
Таким образом,
ключевой особенностью Цифровой или Новой индустриальной революции становится
поворот от больших и обезличенных фабрик и заводов в сторону локальных
небольших производств. Cерийность в этом случае объединяется с индивидуальностью
предметов, а ценности и идеалы ремесленного производства - с технологиями
XXI века.
К выставке подготовлена
образовательная программа c участием ведущих британских дизайнеров и
искусствоведов.
Организаторы выставки:
Министерство культуры Российской Федерации; Государственный музей изобразительных
искусств имени А.С. Пушкина; Московский музей дизайна.
Выставка продлится
до 30 ноября.
|