О
ВЫСТАВКЕ
Архитектурная
уместность – так определяет направление работы архитектурного бюро «Остоженка»
его руководитель Александр Скокан.
Бюро, созданное
в 1989 году шестью сотрудниками Научно-проектного центра МАРХИ, начинало
с проектов реконструкции советской улицы Метростроевская и выбрало своим
названием дореволюционное имя этой улицы, – что в то время было значимым
оппозиционным жестом. Тогда молодым архитекторам была поручена разработка
проекта реконструкции микрорайона №17: последние постройки, реализованные
Хозяйственным управлением Совмина в этом историческом районе Москвы
вызвали волну недовольства широкой общественности.
«Место, genius
loci, дух места – это то, что должно формировать архитектурное решение,
– говорит Александр Скокан. – Это в определенном
смысле урбанистический, контекстуальный подход. Есть команды, которые
черпают свое вдохновение в духе времени, но решения наших проектов оказываются
продиктованными именно местом, “у-местностью” и гармонизацией с окружающей
средой. Мы всегда внимательно изучаем саму территорию, ее историю, современное
состояние, силовые линии, которые здесь действуют…» За 25 лет работы
бюро «Остоженка» построило в Москве более 50 зданий. Самая известная
постройка, получившая Государственную премию и множество других наград,
– здание Международного Московского Банка на Пречистенской набережной.
По легенде, один из коллег архитекторов даже не заметил нового дома.
Так был определен манифест контекстуального подхода: современная эстетика,
деликатно вписанная в историческое окружение.

В команде бюро
«Остоженка» работают несколько архитекторов-лидеров, каждый из которых
– самостоятельная творческая личность со своей биографией и стилистическими
предпочтениями. Но, все-таки, именно средовой подход оказывается определяющим:
жилой комплекс «Панорама» на Пресненском Валу становится «стеклянным
ущельем», в расселине которого открывается великолепный городской вид;
дом в Зачатьевском переулке, сохранив исторический фасад, надстраивается
террасами – зимними садами со сплошным остеклением; дом-«невидимка»
в Обыденском переулке восстанавливает оригинальные фасады XIX века по
реставрационным чертежам, прирастая скошенной стеклянной крышей и подземной
автостоянкой. Многие пластические решения команды Скокана стали оригинальными
находками в архитектурной практике: это криволинейный силуэт офисного
здания на 1-ой Брестской улице; «женский» и «мужской» объемы корпусов
жилого комплекса со скошенными окнами в Борисоглебском переулке; «настоящий»
огромный гвоздь, торчащий из гипермаркета стройматериалов на Волоколамском
шоссе. Важным моментом в творческой жизни Бюро стало сотрудничество
с художником Иваном Лубенниковым, разработавшим колористическое решение
для пяти корпусов жилого комплекса на Шаболовке и для построек в подмосковном
городе Видном. При этом самыми любимыми проектами для Скокана остаются
непостроенные сооружения, «нереализованные идеалы»: одно из таких –
туристический приют в Перу, 20 двухместных номеров которого вырублены
в горе Патукузи и открываются стеклянными балконами на захватывающую
панораму «города в небесах» – Мачу Пикчу.
«Именно 25 лет
назад в России появилась возможность организации частного бюро – это
вдохновляло и окрыляло, – говорит Александр Скокан. – И все эти 25 лет
мы пытались сформировать свою линию, пытались быть негибкими и упертыми.
Эти 25 лет – не просто какая-то дата в жизни бюро, а очень серьезный
этап в жизни нашей профессии, нашей культуры и нашей страны».
На выставке будет
показана ретроспектива работ бюро «Остоженка», знаковые моменты из жизни
бюро, фото и видео-документация. В рамках открытия экспозиции будет
представлена новая лестница в средний зал цоколя Аптекарского приказа,
спроектированная архитекторами «Остоженки», выполненная фирмой «Лик»
и переданная в дар Музею.
Открытие выставки
5 декабря в 19:00.
|