О МЕРОПРИЯТИИ
"Я путешественник,
родом с Земли, и поэтому моя работа на Земле не исчезнет"
- писал словацкий художник, один из создателей словацкой и мексиканской
школ графического искусства Коломан Сокол (1902 - 2003 гг.). Он учился
сначала в многонациональном словацком городе Кошице в Школе рисунка
Евгения Крона, затем в пражской Академии изобразительных искусств (AVU),
где имел возможность познакомиться с актуальными тенденциями европейской,
современной ему графики. Постепенно в нем родился виртуозный рисовальщик,
отточился его экспрессивный почерк, он создал большое количество драматических
произведений, офортов, которые привлекли внимание и специалистов, и
широкой общественности. В 1932 году Сокол вошел в объединение "Голлар"
(SCUG Hollar), представлявшее крупнейшее направление в чешском искусстве
20-30 годов ХХ века - социально-ориентированную графику.
В 1937 году Коломан
Сокол получил приглашение мексиканского правительства на обучение студентов
графическим техникам в Национальной школе пластических искусств при
Мексиканском университете (Мехико), но вскоре по семейным обстоятельством
покинул Мексику и уехал в США. В 1946 году он возвратился в послевоенную,
уже социалистическую Чехословакию и преподавал в Братиславе в Словацком
техническом университете и Университете Коменского, получил в 1947 году
Национальную награду в области искусства, в 1948 из-за несогласия с
культурной политикой проводимой властью уехал сначала в Париж на свою
выставку в Галерее Руш-Хуншель, а затем в США, где и остался навсегда.
Найдя однажды
свой стиль, Сокол не ограничился им, он постоянно экспериментировал.
Последняя графическая работа была создана им в 1954 году, все своё дальнейшее
творчество Коломан Сокол посвятил живописи и рисунку. В творчестве художника
специалисты отмечают несколько периодов, каждому из которых свойственна
своя живописная манера, свой пластический язык, как, например так называемый
"кабурабский" период, продолжавшийся с 1964 года и до начала
1970-х годов. Тогда
мастер перешел от изображения мира в его телесной материалистичности
к воплощению собственного духовного мира, мира, который он создал в
своем воображении.
 |
 |
В последний период
творчества, после 1976 года, художник размышлял над важными общечеловеческими
вопросами, говорил о темных сторонах человеческой души и очистительном
катарсисе, началось его движение к большому синтетическому произведению.
В эти годы создано большое количество многофигурных композиций картин,
посвященных его семье, нередко в его творчестве возникали образы животных
- лошадей и его любимых собак.
На выставке "Одинокий
странник Коломан Сокол" из 77 работ девять экспонируются впервые
- это "Быки" (около 1952), "Без названия (1953, Женщина
в профиль I)", "Без названия (1953/1970, Женщина в профиль
II", "Кабураба" (1964), "Женщина с быками"
(1966/1977), "Вспугнутые статуи" (1966/1976), "Мужчины
их Тацубы" (1970), "Король с всадниками" (1972/1978),
"Dom Quijote" (1976). Кроме того, впервые представлен портрет
" Негр" (1929) из частной коллекции.
Жизнь в искусстве
для Коломана Сокола была дорогой, идя по которой он искал не признания,
а собственной, пусть и одинокой правды.
Вернисаж:
08 июля 2014 года в 16:00.
Организаторы выставки:
Российская
академия художеств, Словацкий институт, Галерея города Братиславы.
* Последняя среда
месяца - день
бесплатного посещения Российской Академии Художеств.
|