О
ВЫСТАВКЕ
Выставочный проект
представляет жанр архитектурного городского вида - ведуты - в нескольких
совершенно различных по материалам и времени техниках. В
едином выставочном пространстве отображается типология и эволюция изображений
городских построек и пространств: от средневековых гобеленов до современных
фотографических отпечатков. Во всех этих работах прослеживается и история
архитектуры - многих из запечатленных на картинах и графических листах
зданий больше не существуют.

Картина Антонио
Визентини, "Гранд канал в Венеции", XVIII век.
В самостоятельный
жанр изображение повседневного городского пейзажа выделяется в Венеции
XVIII века ("ведута" по-итальянски и значит "вид"),
хотя еще в XVI столетии голландские живописцы переносили панорамы городов
на холст, нередко используя для целей большей точности оптический прибор:
камеру обскуру. Представленные на выставке живописные полотна итальянцев
Николо Гварди (1715-1786) и Антонио Визентини (1688-1782) показывают
зрителю Венецию эпохи Просвещения, спустя 200 лет все еще узнаваемую
и такую же прекрасную. Художник и архитектор Визентини, что интересно,
также использовал оптическую камеру, стремясь к наилучшей передаче череды
разнообразных построек в городском пространстве, за что стал известен
как "живописец-перспективист". Виды других итальянских городов
на выставке можно увидеть в графических работах Джованни Пиранези (1720-1778)
- археолога, архитектора, художника и гравера. Драматические в своем
настроении работы Пиранези часто представляют античные руины и развалины
эпохи Древнего Рима, демонстрируя трагические видоизменения, "величие
разрушения" (Павел Муратов) грандиозных каменных сооружений.
|
|
Гобелен.
"Рено и Армида". Париж.
1726г. 330 х 308 см
|
Картина
Петрус Герардус Вертин
"Городскои зимний пейзаж", XIX век.
|
Девять живописных
полотен с видами городов голландских мастеров относятся к XIX веку:
эпохе романтизма. Так, картины Адриана Эверсена (1818-1897) во многом
наследуют прото-ведутам Нидерландов XVI столетия. Но, изображая старые
города Голландии - Харлем, Делфт, Алкмар - Эверсен демонстрирует не
только прекрасное владение композицией и своеобычные цветовые решения,
но и создает условные и обобщенные образы городов. В таких полотнах
речь уже не идет о топографическом соответствии реальности, - в городских
кварталах Эверсена на первый план выходит будничная жизнь их обитателей,
поглощенных своими занятиями, а вся картина скорее рассчитана на эмоциональное
восприятие зрителем, чем на узнавание конкретных построек.
Мостом в современность
выставки являются работы выпускников суриковского института: это импрессионистская
живопись Игоря Ларионова и серия фотографий "Новая Москва"
Валерия Близнюка.
Организаторы:
Государственный
музей архитектуры имени А.В. Щусева и Volobaev Art Projects.
Открытие выставки
9 декабря, 19:30.
|