О ВЫСТАВКЕ
Организаторы выставки:
ЦСИ ВИНЗАВОД и Художественный фонд "Московская биеннале".
"Рай - это
искусственное пространство, абсолютно надёжное и длящееся вечно",
- так описывает Ирина Нахова суть и смысл своей инсталляции, в которой
находятся ее персонажи. Эти существа буквально обретаются "между
небом и землей" - одна группа "вечно входит в воду",
другая "вечно парит в небесах". Пространственная и экзистенциальная
диалектика инсталляции "Рай" налицо. И эта диалектика более
чем характерна для всего творчества Ирины Наховой.
Творчество Ирины
Наховой всегда стояло особняком в системе Школы Московского концептуализма.
Принадлежа к третьему поколению концептуалистов (после поколения Кабакова
и Булатова и поколения Комара и Меламида), она, имея профессиональное
художественное образование, что уже становилось редкостью в Московском
неофициальном искусстве тех лет, сумела сохранить в своем творчестве
мощный потенциал зрелищности (вообще говоря, свойственный любому направлению
в изобразительном искусстве, даже концептуальному искусству, но, разумеется,
в разных дозах).
Дело
в том, что концептуализм ставит своей эстетической целью не только
критику современной ему социальной системы, что было присуще в той
или иной мере всем направлениям модернизма, но и изучение условий
функционирования искусства и как институции, и как изобразительной
системы. Ирина Нахова, сделав предметом своего эстетического анализа
язык изобразительного искусства, действует как бы изнутри самого
горизонта изобразительности. То есть материалом художественного
преображения становятся не предметы обихода и материал повседневности,
как в классическом концептуализме, а уже существующий визуальный
материал, хотя бы и в облике предметов массовой культуры. Но в этом
случае при обращении художника к работе с материалом массовой, тиражируемой
культуры воспроизводятся не метафоры поп-арта, не знаки культурной
индустрии, а ее материал.
Здесь важно сделать отступление и отметить радикальность самого
жеста художницы. Речь идет о том, что Нахова фактически инициировала
создание жанра, который не существовал на российской художественной
сцене, и, смею утверждать, не существовал и в интернациональном
искусстве. Я имею в виду так называемые "Комнаты", которые
лишь по формальным признакам напоминают инсталляции или "энвайроменты".
Да, действительно, инсталляция "Рай" является прямым продолжением
"Комнат" Наховой - это инсталляции, являющиеся пространственными
конструкциями, элементы которых имеют определенное эстетическое
предназначение. |
|
В замысле "Комнат"
содержался в зародыше новый тип объектов, который позже будет назван
Ильей Кабаковым "тотальными инсталляциями". И сама логика
развития этого нового жанра привела Нахову через последовательность
созданных ею "Комнат" к пониманию эстетического смысла тотальности.
Нахова, прекрасно
отдавая себе отчет в направленности своего жеста, "искусственно"
воспроизводит "идеальное выставочное пространство", населенное
"идеальными персонажами". В этом выборе тоже присутствовал
пафос диалога - на этот раз с таким важным для школы Московского концептуализма
понятием как "художник-персонаж". Но этим логика создания
пространства персонажей не ограничивалась. Одним из персонажей Наховой
становится также и зритель, которому позволено войти в художественное
пространство "Рая". Зритель может стать зрителем, только войдя
в инсталляцию, только тогда он способен физически "ознакомиться"
с произведением. Но, в отличие от классических сконструированных персонажей
альбомов Кабакова или Зяблова и Бучумова - вымышленных художников Комара
и Меламида, Ирина Нахова - сама себе персонаж.
Трансформации
пространства, равно как и трансформации визуального языка, являются
продолжением разработок, которые вела Нахова в предшествующий период
своего творчества, когда предметом ее эстетических усилий был язык современной
живописи и ее возможности в деле передачи живописными же средствами
трансформаций различных пространственных структур. Разработка подобных
живописных средств в сочетании с концептуальными и пластическими свойствами
инсталляции "Рай" стали в каком-то смысле путем расставания
с идеальным пространством Белого Куба, уходом из гармоничного мира "Воображаемого
Запада", существовавшего в те годы в сознании русской интеллигенции,
к которой всецело принадлежала Нахова и особенности визуальной культуры
которой она выражала (и выражает до сих пор).
Следует еще раз
указать на принципиальное отличие тотальной реальности Наховой от тотальной
инсталляции Кабакова. В последней инсталляционное пространство - среда
обитания персонажа, а в случае Наховой пространство изображения и пространство
экзистенциальных переживаний замыкается на саму художницу, привнося
в ее эстетику мощный романтический импульс, который всегда возвращается
в искусство, когда оно находится на перепутье.
Иосиф
Бакштейн, куратор

Ирина Нахова "Рай".
|

Ирина Нахова "Рай".
|
ОБ АВТОРЕ
Ирина Нахова (1955, Москва) - Живописец,
график, художник книги, мастер масштабных инсталляций, в которых используются
разные виды искусства, техники и материалы - фото, видео, аудио, объекты,
коллажи, лайтбоксы, надувные скульптуры и т. п. Именно Ирина Нахова
считается создателем первых тотальных инсталляций. Обладательница премии
за заслуги Society for Environmental Graphic Designers, Вашингтон (2004).
Дважды входила в лонг-лист премии Кандинского - в 2007 году в номинации
"Художник года" (проект "Московская инсталляция")
и в 2011 году в номинации "Проект года" (проект "Кожи").
В 2013 году стала лауреатом Премии Кандинского в номинации "Проект
года" (проект "Без названия"). В 2015 году Ирина Нахова
станет художником Павильона России на 56-й Венецианской биеннале. Работы
Ирины Наховой находятся в музейных и частных собраниях Франции, Германии,
Великобритании, Италии, Испании, Швеции, Швейцарии, США и России.
Художественный
фонд "Московская биеннале"
Художественный фонд "Московская биеннале" создан в 2005
году и является одной из важных организаций в области проведения проектов
в сфере современного искусства. Основной задачей фонда является популяризация
современного искусства и укрепление международных культурных связей
в России и в мире. Каждые два года фонд проводит самое крупное выставочное
событие России - Московскую биеннале современного искусства. Московская
биеннале является важнейшим смотром достижений современного искусства
в России и занимает почетное место в ряду таких масштабных событий,
как Венецианская и Стамбульская биеннале, европейская биеннале Манифеста.
Кроме того, за годы работы Фонда было организовано немало значимых
выставочных проектов, среди которых персональная выставка Йоко Оно
"Одиссея таракана" (2007), Московская ретроспектива творчества
Ильи и Эмилии Кабаковых (2008) и др. Также фонд регулярно проводит
открытые конференции, участниками которых становятся художники, теоретики
искусства, ведущие специалисты в области социологии, философии, политологии
и т.п.
Время проведения:
16.09 - 26.10.2014,
12:00 - 20:00
Билеты в кассах ЦСИ ВИНЗАВОД
Открытие 15.09, в 19:00, вход по пригласительным билетам.

|