О МЕРОПРИЯТИИ
Александр
Николаевич Семенцов (1941-2005), член Союза художников Грузии и
Абхазии, Союза художников СССР - мастер пейзажа и натюрморта, в
которых сочетаются русский импрессионизм в духе Константина Коровина
с немецким экспрессионизмом в стиле Эмиля Нольде. Ему посчастливилось
брать уроки в Тбилисской Академии художеств у блистательного графика,
одного из ярких представителей Серебряного века, Василия Шухаева
и познакомиться там же с одной из "амазонок авангарда" Варварой
Бубновой.
Кавказские, а затем ленинградские пейзажи демонстрировали отменную
маэстрию (принимая во внимание, что художник был автодидактом, закончив
физико-математический факультет университета и двадцать лет проработав
научным сотрудником в СФТИ), знание истории искусства и приверженность
к "тихому" модернизму.
Резкий поворот случился в 1992 году, с началом военных действий
в Абхазии. Семенцов к этому времени переехал из Сухуми в Ленинград,
но, узнав о трагических событиях, сразу отправляется за дочкой в
горящий город. Страшные впечатления от вынужденного визита на свою
вторую родину (на свет он появился в Крыму) заставляют приняться
за графическую серию "Лезвие", а потом за цикл картин и рисунков
"Апокалипсис". И тут эстетика - да и тематика - радикально меняются.
Слово "военные"
взято в кавычки, поскольку к батальному жанру в буквальном смысле
эти аллегории не имеют отношения, несмотря на красноречивые названия
"Бойня", "Вторжение", "Беженцы", "Бункер"
и даже появляющиеся иногда конкретные географические отсылки. Семенцов
рассказывает об актуальных исторических событиях на языке евангельской
притчи. Потому не случайно тема распятия присутствует во множестве
работ. Крест как знак страдания и обещание Воскресения, преодоления
сил зла постоянно возникает в апокалиптических видениях Семенцова.
Тут есть и невинные жертвы и монстры-палачи. Символизм переходит
в карикатурность, а гротеск - в иконописный экстаз. |
|
И ведут художника
по дорогам войны уже не мастера начала прошлого века, а два великих
испанца - Гойя с его "Капричос" и "Ужасами войны"
и Пикассо с его "Герникой" и тавромахиями. Отсюда жертвы инквизиции
в островерхих колпаках, бычьи морды и туши. А деформированные людские
тела напоминают полную отчаяния и ощущения бренности бытия живопись
британца Фрэнсиса Бэкона.
Очертания фигур
теряются в тумане разливающейся краски. Но это не прежнее сфумато кавказских
пейзажей и ленинградских перспектив, а душное марево пожаров, копоть
тлеющей плоти, дым "заката Европы". В марте 2005 года Александр
Семенцов написал последний свой холст "Истерзанная Россия",
где вступил в незримый диалог с ещё одним русским визионером-трагиком
Павлом Филоновым. И здесь господствуют интонации, темы и символы, близкие
предчувствиям и прозрениям великого русского авангардиста.
Но название выставки - "Метаморфозы Апокалипсиса" - знаменует
надежду на очищение и спасение. И произведения Семенцова по-прежнему
актуальны…
 |
 |
"Придет
весна, вернутся дети", акварель, тушь, 1993 г.
|
"Беженцы",
акварель, тушь, 1993 г.
|
Вернисаж:
20 июня 2014 года в 17:00.
Организаторы выставки:
Министерство Культуры Российской Федерации, Государственный
музейно-выставочный центр "РОСИЗО", Российская Академия Художеств.
* Последняя среда
месяца - день
бесплатного посещения Российской Академии Художеств.
|