|
||||||||||||||||
|
||||||||||||||||
|
|
Выставка "В гостях у Родченко
и Степановой".
|
||||||||||
|
|
|||||||||
|
||||||||||
О ВЫСТАВКЕ «Мы
создали новые представления о красоте и расширили само понятие искусства». К 120-летию со дня рождения Варвары Фёдоровны Степановой ГМИИ им. А.С. Пушкина, МГХПА им. С.Г. Строганова, Архив А. Родченко и В. Степановой подготовили выставку «В гостях у Родченко и Степановой». Экспозиция посвящена творчеству ведущих мастеров русского авангарда 1910-х–1920-х годов, их художественной и преподавательской деятельности. Более 250 работ – живопись, графика, фотографии, личные вещи из Архива А. Родченко и В. Степановой, работы студентов ВХУТЕМАСа, дают представление о «Доме Родченко и Степановой» как «территории нового искусства». Родченко и Степанова всю жизнь работали вместе, в одной стилистике, часто над общими темами. Роль творческого лидера, генератора идей, создателя оригинальных приемов принадлежала Родченко; Степанова в своей самостоятельной манере утверждала новации и была великолепным организатором. Выставка охватывает период с начала 1910-х до середины 1930-х годов. Это позволяет проследить развитие творчества художников от символизма через абстрактно-геометрическую живопись и графику к конструктивизму. Родченко пришел к конструктивизму в результате многочисленных художественных опытов; для него это был переход от живописи к дизайну, от абстракции к реальности. «Будущее – единственная наша цель», – провозглашали Родченко и Степанова. Они дали толчок развитию «магистрального художественного направления» искусства ХХ века, изменившего стиль и образ повседневной жизни. «Картина, превращаясь в опыт и научное данное, дает формулу для производства новой формы жизни», – писала Степанова. Выставка состоит из девяти тематических разделов. «Мастерская». Первый зал экспозиции воссоздает атмосферу, в которой работали и жили художники; показывает их дом как «сборочный цех» различных видов и жанров искусства. «Школа конструктивизма». Раздел посвящен обширной преподавательской деятельности Александра Родченко. «Париж, 1925». Раздел рассказывает об участии Родченко и Степановой в Международная выставке декоративного искусства и художественной промышленности, проходившей в Париже в 1925 году. «Маяковский и ЛЕФ». Зал рассказывает о работе Александра Родченко для журнала «Левый фронт искусства». В «Новом ЛЕФе» Родченко работал, в том числе, как автор статей рубрики «Записная книжка “ЛЕФа”», писал о школе дизайна, созданной им во ВХУТЕМАСе, помещал свои первые экспериментальные снимки. «Фотография». Раздел выставки посвящен Родченко - «творцу» новой фотографии. «На выставках авангарда. Выставка как манифест». Тема зала – участие художников в выставках русского авангарда второй половины 1910-х–1920-х, в том числе знаменитой выставке 1921 года «5х5=25». «Формулы авангарда. Аналитика форм». Раздел посвящен художественным экспериментам Родченко с геометрическими формами и плоскостями. «Степанова. Биомеханика». Работы в области живописи, графики и декоративно-прикладного искусства, в которых отражена тема игры, комбинаторики, геометрической стилизации фигуры человека и элементов композиций. «Цирк. Акробаты и клоуны не могут быть реалистами». В разделе представлены живопись, графика, фотографии Родченко, посвященные теме цирка и футбола, а также поздние абстрактные композиции. Вершиной живописной части выставки станет знаменитый триптих Родченко 1921 года из серии «Гладкие доски», о котором он писал в 1931 году: «Я довел живопись до логического конца и выставил три холста: красный, синий и желтый, утверждая: Все кончилось. Цвета основные. Каждая плоскость есть плоскость, и не должно быть изображений. Каждая плоскость до своих граней имеет один цвет». В Отделе личных коллекций ГМИИ им. А.С. Пушкина хранится наследие Родченко и Степановой, переданное в дар в 1992 году Варварой Александровной Родченко и Александром Николаевичем Лаврентьевым. Это самая большая коллекция произведений художников в мире: она насчитывает более 600 единиц хранения, представляет основные периоды творчества и весь спектр их деятельности: живопись, оригинальную и печатную графику, работы для театра, рекламные плакаты, производственный дизайн, коллажи, фотографии, пространственные конструкции. Кураторы - Ксения Велиховская, заведующая издательским отделом музея, Дмитрий Мордвинцев (ABC Design). |
||||||||||
|
|
|
Подписка |
||||||||||||
|
![]() |
|
|||
|
|||