О
МЕРОПРИЯТИИ
На выставке, в
которой принимают участие все художники - члены Отделения, представлены
разные театральные жанры: от трагедии до фарса, от оперных и балетных
изобразительных решений до концертных костюмов. Большинство экспонируемых
работ осуществлены на сценах Москвы, Санкт-Петербурга, городов России
и за рубежом.
Каждый участник выставки сам принимал решение, какими работами он будет
представлен в экспозиции. Многие произведения, созданные в 1960-1980-е
годы, станут откровением для нынешнего поколения зрителей, особенно
молодых, так как экспонировались давно и относительно редко. Среди них
- ряд эскизов к кинофильмам 1980-х гг. патриарха российского кинодекорационного
искусства Александра Борисова. Рядом с этой авторской ретроспекцией
представлены тончайшие по цветовой партитуре эскизы к его последнему
произведению - многосерийной ленте "Анна Каренина" режиссера
С.Соловьева.
Яркие живописные декорации Бориса Мессерера к балету Р.Щедрина "Конек-Горбунок"
соседствуют с макетом и эффектными фантасмагорическими эскизами костюмов
к "Синей птице" М.Метерлинка (2013 г.). Мастер выступает на
выставке и в качестве скульптора. Один из проектов памятников - Белле
Ахмадулиной - уже возведен в Тарусе.
Более широкий временной диапазон у экспонатов известного петербургского
мастера Эдуарда Кочергина - от ранних спектаклей в Большом драматическом
театре (ныне им. Г.А.Товстоногова) до его прошлогодней премьеры - "Мера
за меру" У.Шекспира.
Художественный макет стал в последние годы приоритетной формой выставочной
подачи сценографии спектаклей.
Сергей Бархин для решения сценографического пространства много внимания
уделяет поискам идеальных по пластике пропорций, используя известные
в архитектуре законы золотого сечения и его функций. Успешность этих
поисков особенно видна по макетам декораций к спектаклям "Господин
Пунтила и его слуга Матти" Б.Брехта и "Шуты Шеспировы".
|
|
Б.
Мессесер, декорации к спектаклю Метерлинк "Синяя птица".
|
С.Бархин,
макет к спектаклю "Шуты Шекспировы".
|
Среди разноплановых,
неожиданных вариантов сценического оформления Владимира Арефьева выделяются
четкие по эстетической концепции минимализма, чистые и строгие макеты
к двум действиям "Войны и мира" С.Прокофьева.
Валерий Левенталь - один из немногих ярких мастеров декорационного искусства,
оставшийся верным традиции живописной декорации и сторонником ее применения
в современном театре. На выставке представлены эскизы декораций к спектаклю
двухлетней давности - "Сказки Гофмана" Ж.Оффенбаха.
Станислав Бенедиктов свои театральные макеты дополняет эскизами или
графическими разработками, раскрывая сценографию спектаклей комплексно.
В эскизах зачастую нагляднее, чем в макете, обнаруживается тонкий художественно-поэтический
дар художника.
Дмитрий Чербаджи часто прибегает в своем творчестве к необычной форме
эскиза-макета. Такой объемный эскиз имеет свои экспозиционные выразительные
преимущества.
Известный мастер анимационного кино Сергей Алимов представлен на выставке
в трех ипостасях: как театральный художник и автор спектаклей кукольного
театра, как мультипликатор и как иллюстратор. И везде он остается узнаваемым,
стилистически цельным художником.
|
|
С.
Алимов, декорации к спектаклю "Дон Кихот".
|
В. Левенталь,
декорации к опере Оффенбаха "Сказки Гофмана". |
Александр Орлов
и Юрий Устинов демонстрируют самые современные с технологической точки
зрения формы декорационного мышления. Они активно используют в последние
годы компьютерные и анимационные технологии. Выдающийся отечественный
модельер Вячеслав Зайцев предстает на выставке не только в своем основном
профессиональном качестве, но и как график и автор театральных костюмов.
Мария Фёдорова - уникальный мастер концертного костюма, в том числе
костюма для народных ансамблей. Ее эскизы дополнены графикой, основанной
на традициях народного декоративно-прикладного искусства.
Академия художеств
связана с театрально-декорационным искусством с ХVШ века. Академиками
были первый крупный отечественный художник театра Пьетро Гонзага, затем
художники Мариинского и других петербургских театров: А.Роллер, М.Бочаров.
М.Шишков. В конце ХIХ - начале ХХ века во славу русского театра творили
академики А.Головин, К.Коровин, Л.Бакст, И.Билибин, В.Васнецов, М.Врубель,
Б.Кустодиев, Е.Лансере, В.Поленов, Н.Рерих, В.Серов, К.Сомов.
В ХХ веке огромная роль в развития театрально-и кинодекорационного искусства
принадлежала выдающимся театральным художникам Ф.Федоровскому, В.Рындину
и художнику кино М.Богданову. В состав Академии входили такие известные
мастера как С.Вирсаладзе, А.Васильев, Н.Золотарев, Д.Боровский и др.
Отделение театрально-и
кинодекорационного искусства как самостоятельное подразделение в составе
Российской академии художеств было учреждено в 1998 году. Его возглавил
М.М.Курилко-Рюмин, имевший полувековой опыт преподавательской деятельности
в мастерской театрально-декорационного искусства МГАХИ им.В.И.Сурикова,
из них сорок лет в роли её руководителя. В 2012 году академиком-секретарем
Отделения избран многогранный художник, мастер сценографии Б.А.Мессерер.
Выставка произведений
художников - членов Отделения проводится впервые. В экспозицию вошло
свыше 100 произведений.
А.
Орлов, декорации к опере Бородина "Князь Игорь".
|
* Последняя
среда месяца - день
бесплатного посещения Российской Академии Художеств.
|
|