Фестиваль "Зодчество" предваряет
юбилейный год русского авангарда,
100-летие которого будет отмечаться в 2015 году. Но интересуется одним
из самых известных явлений мирового искусства не как историческим событием,
а как поводом для размышлений о настоящем и будущем российской архитектуры.
Кураторский манифест, написанный архитекторами Андреем
и Никитой Асадовыми, вызвал немало разногласий в профессиональной
среде. Авторы предложили неожиданное прочтение художественных событий
начала прошлого века: "Рассматривая русский авангард не как
революцию и отрицание ценностей, но как новое прочтение традиции, мы
начинаем иначе оценивать его итоги и актуальность". Из этой
концепции развился и вектор исследований в рамках специальных проектов,
образовавших идейный костяк фестиваля.

Фото - ARCHITIME.RU
Всего в этом году было заявлено 11
главных спецпроектов -
фактически вдвое больше, чем в предыдущие годы. Их полный список:
- "Московский метрополитен. 80
лет в поисках идентичности" (куратор - главный архитектор Москвы
Сергей Кузнецов),
- "Esperanto советской архитектуры"
(Елена Гонсалес и Юлия Зинкевич),
- "Будущее. Метод" (Оскар
Мамлеев),
- "ЭДАС" (Владислав Кирпичев),
- "Шаболовский культурный кластер"
(Александра Селиванова и Борис Кондаков),
- "Архитектурный Крым" (Алексей
Комов),
- "Неоклассицизм" ВДНХ"
(Дмитрий Михейкин),
- "Генетический код" (Елена
Петухова),
- "Архстояние" (Антон Кочуркин),
- "Деревянное зодчество"
(Вероника Харитонова),
- "Прошлое, настоящее и будущее
Красноярска" (Антон Шаталов).

Фото - ARCHITIME.RU

Фото - ARCHITIME.RU
На пресс-конференции в
день открытия Андрей Асадов так прокомментировал основную
идею фестиваля: "Мы хотели показать, что все, чем можно
гордиться в российской архитектуре, - это результат серии авангардов,
через которые она проходила. Есть живой источник, из которого каждый
народ черпает вдохновение. Со временем традиции костенеют, источник
засоряется, и авангарды его прочищают". Куратор
подчеркнул, что речь идет не об отрицании предыдущего опыта, а о его
обновлении. Исходя из этого тезиса, авторы концепции выделили четыре
важные точки развития русской архитектуры:
- крещение Руси и появление православной
архитектуры;
- петровские реформы, давшие всплеск
деревянного зодчества, так как каменное строительство было ограничено
Санкт-Петербургом;
- собственно русский авангард;
- советский модернизм хрущевского времени.
 |
Фото - Союз Архитекторов России |
Фото - ARCHITIME.RU
|
Каждый из участников и почетных гостей
фестиваля подходили к заявленной теме по-своему. Так главный архитектор
Москвы Сергей Кузнецов сделал акцент на поиске
идентичности в эпоху глобализации. В своей речи во время пресс-конференции
он отметил: "Уровень выставки растет каждый год. Заявленная
тема идентичности - очень важный аспект, заставляющий задуматься о том,
как мы можем ответить на вызов современности: сохранить лицо в ситуации
мировой глобализации. Ведь современному архитектору необходимо быть
одновременно и современными, и модными, и самобытными".
Президент Союза архитекторов России
Андрей Боков говорил о профессии архитектора в
современном мире, в котором представители разных стран и школ встречаются
на международных конкурсах: "Профессия пребывает в состоянии
надежд и ожиданий. Сегодня мы вполне готовы к тому, чтобы открыть самих
себя себе и миру. Мы получили прививку конкурсами и поняли, что мы не
хуже наших западных коллег. Нам есть, что показать".
Директор Музея архитектуры им. А.В.
Щусева Ирина Коробьина, бывшая куратором "Зодчества"
прошлого года, а в этом году представившая совместный выставочный проект
Министерства культуры РФ и Музея архитектуры "Памятникам авангарда
быть!" рассказала об изменении государственного отношения к наследию:
"Как человек, занимающийся проблемами советского архитектурного
авангарда много лет, я могу сказать, что в последние годы активизировались
и стали результативны усилия государственных структур. Министерство
культуры участвует в фестивале впервые. А это означает, что вектор государственной
политики повернулся в сторону защиты памятников архитектуры вообще и
советского архитектурного авангарда в частности".
Почетным гостем фестиваля стал президент
Международного союза архитекторов Еса Мохамеде,
который отметил: "Российской архитектуре и дизайну есть, что
предложить миру". В один из дней он прочитал лекцию "Современная
архитектура Малайзии".
 |
Фото - Союз Архитекторов России
|
Фото - ARCHITIME.RU
Пресс-конференция по поводу открытия фестиваля.
Справа налево: А. Асадов, И. Корьбьина, С. Кузнецов, А. Боков,
Е. Мухамеде с переводчицей, В. Логвинов.
|
Но не стоит забывать,
что следование кураторской концепции - лишь одна из задач фестиваля.
"Зодчество" - это еще и ежегодный смотр достижений в области
архитектуры, во время которого вручаются престижные награды. Главные
из них - российская национальная премия в области архитектуры "Хрустальный
Дедал", присуждаемая за существующие постройки,
и гран-при "Премия Владимира
Татлина", которой награждаются нереализованные
проекты. В этом году лучшей постройкой был признан "Терминал
А" аэропорта "Внуково", спроектированный авторским
коллективом ОАО "Метрогипротранс", а лучшим проектом -
Дворец молодежи "Жастар" в Астане,
созданный петербургским АБ "Студия 44". Этот проект был
разработан для международного конкурса на новое здание казахстанского
Дворца молодежи и стал его победителем. Так что в скором времени
здание может быть реализовано. |
"Студия 44" получила
"Премию Владимира Татлина"
Фото - Союз Архитекторов России
|
Деловая программа фестиваля
не оставила равнодушными ни профессионалов, ни простых посетителей.
С лекциями и мастер-классами выступили Елена Гонсалес, Эдуард Кубенский,
Николай Васильев, Михаил Шубенков, Ольга Сергеева, Антон Горяинов, Сергей
Малахов, Евгения Репина и многие другие. В числе иностранных гостей
присутствовали Филипп Мойзер (Германия), Робин Монотти (Италия), Ян
Тесарж и Ондржей Бенеш (Чехия), Эльвира Муньос (Испания), Ева Магнисали
(Великобритания).
Среди важных событий нельзя не отметить
презентацию программы бакалавриата Московской архитектурной школы МАРШ,
стартующей в 2015 году, и спектакль "Победа над солнцем"
- реконструкцию футуристической оперы Алексея Крученых, Михаила Матюшина
и Казимира Малевича, поставленную театром музыки и драмы Стаса Намина.

Фото - ARCHITIME.RU
Лекции и мастер-классы деловой программы
проходили на трех площадках: на основной сцене, в конференц-зале и в
пресс-центре. Отдельная сцена "Детское творчество" была занята
мероприятиями для детей. Главным из них стала защита дипломных работ
выпускного класса Детской школы искусств "СТАРТ". На стендах
в Гостином дворе было представлено 44 участника.
Фестиваль "Зодчество-2014",
как обычно, собрал в центре предновогодней Москвы архитекторов и исследователей
архитектуры, производителей материалов и девелоперов, представителей
власти и простых горожан - одним словом, всех, кто неравнодушен к архитектуре
и следит за ее развитием.
Анна Слапиня для ARCHITIME.RU.
|