Судьба Марка Шагала
и Николая Рериха, прогулки по художественным адресам Парижа и Москвы
1914-1918 гг., а также война глазами современных художников сейчас -
обо всем это читайте на страницах досье.
Авангардисты
и война: Изобразительное искусство в период с 1914 по 1918 год.
Первая мировая война стала и поворотной точкой, и двигателем перемен,
произошедших в том числе и в изобразительном искусстве. Ситуация,
когда за столь небольшое количество лет возникают столь многие
новые художественные концепты, довольно редка. Отношение художников
к войне было двойственным. Многие поначалу приветствовали войну,
другие позже изменили свое мнение и возненавидели ее. В любом
случае, война непосредственным образом коснулась всех.
Перед началом
Первой мировой войны европейский художественный авангард находился
в самом расцвете. Сейчас мы называем этот период "классическим
модернизмом". В Германии его выдающимися представителями
были художники из творческих групп "Мост" и "Синий
всадник", в Италии – футуристы, в Великобритании – вортицисты,
во Франции – кубисты, а в России – авангардисты из кругов, близких
к Казимиру Малевичу и Наталье Гончаровой, объединявшиеся в различные
группы.
Статья Уве Шнееде.
Далее
|

|
"Сверкающий
Париж у наших ног" – Даниэль-Анри Канвейлер и мировой авангард
в Париже.
О многих парижских кубистах мир узнал благодаря немецкому галеристу
Даниэлю-Анри Канвейлеру. Как повлияла Первая мировая война на
художников того времени? Давайте узнаем, совершив прогулку по
парижским местам, связанным с творчеством кубистов.
Бато-Лавуар
Колонию
художников Бато-Лавуар на площади Эмиля Гудо на Монмартре называют
колыбелью кубизма. Самым известным ее обитателем был Пабло Пикассо,
который в 1904–1909 годах написал там свои первые произведения
в стиле кубизма. Там же он встречался с Хуаном Грисом, Маком
Жакобом и Андре Сальмоном, Гийомом Аполлинером, Жоржем Браком
и Анри Матиссом. В тот же период Канвейлер начинает покупать
первые работы "Банды Пикассо".
Далее
|
|
"Железо
звенит, железо свистит. Дайте пожить и железу": российские
художники в Великой войне.
"Ах, как я рад! … Теперь, когда каждое тихое семейство братом,
мужем или разграбленным домом впутано в какофонию войны, можно
над заревом горящих книгохранилищ зажечь проповедь новой красоты",
— написал в ноябре 1914 г. Владимир Маяковский. Мировой конфликт
обозначил рубеж, после которого должен был наступить новый мир
и порядок, а также язык, способный адекватно выразить ощущение
современности. Однако в период войны российское искусство оказалось
отрезанным от общемировой практики, и путь эстетического развития
лежал в сторону переосмысления собственных культурных ценностей
и оснований.
Далее
|
|
Марк
Шагал – непревзойденный художник нарождающейся Европы.
Марк Шагал – воплощение образа скитальца "вечного жида".
Он родился в России, был участником кипучей парижской художественной
жизни, первая выставка в Берлине в 1914 г. принесла ему успех. В
его картинах сочетаются отражение России накануне краха царского
режима, французский рационализм и немецкий романтизм. Эта внутренняя
полифония будет свойственна художнику на протяжении всей жизни,
которую во многом определили две войны, прежде всего, Первая мировая.
Далее |
|
|
|
На
пути к миру – Николай Рерих и Первая мировая война.
Русский художник Николай Рерих не участвовал в боях Первой мировой
войны, а его единственная работа на военную тему – антивоенный
плакат "Враг рода человеческого", но для современников
он стал одним из самых глубоких художников войны. Николай Константинович
Рерих не принадлежит к числу художников, которые оставили документальные
свидетельства о Первой мировой войне. Мы не вспомним его фронтовых
зарисовок, не назовем произведений, где бы отразились непосредственные
впечатления от боевых действий, погромов или изменившегося социального
пейзажа городов, заполняющихся беженцами и инвалидами.
Статья Анны Толстовой.
Далее
|
|
Виртуальность,
музей и опыт: российские художники показывают войну.
Война глазами Аслана Гайсумова, Михаила Толмачева и арт-группы
АЕС+Ф. По версии французского философа Поля Вирильо три типа оружия
- отражения, разрушения и коммуникации - исторически сменяют друг
друга. С XV по XX век укрепления, щиты, кольчуги, каски вытесняются
оружием массового поражения. В XXI веке информационное оружие
не только не уступает оружию массового поражения, а напротив -
стремительно набирает обороты.
Далее
|
|
|
 |
Халед
аль-Хани – живопись против диктатуры.
Как современные художники воспринимают войну? В беседе с сирийским
художником Халедом Аль-Хани, который с 2011 года живет как беженец
в Париже, война обретает конкретное измерение."
Теплый весенний день. Террасы кафе в 12-м округе Парижа полны посетителей.
Здесь война не более чем абстрактное понятие. Это что-то столь же
далекое, как и Первая мировая война, столетний юбилей которой будет
отмечаться в этом году. Окна квартиры сирийского художника Халеда
аль-Хани широко распахнуты. Веселый гул голосов доносится с улицы
в крошечную однокомнатную квартиру признанного во всем мире художника,
который вложил всё свое состояние в сирийскую революцию.
Далее
|
|