О ВЫСТАВКЕ
Для своей первой выставки в России Катарина
Гроссе создала масштабную инсталляцию, ставшую одной из самых крупных
в категории «сайт-специфик-арт» в Москве. Бросая вызов представлению
о живописи как о преимущественно искусстве на холсте, Гроссе превращает
восемьсот квадратных метров площади в тотальное живописное пространство,
внутри которого посетители могут свободно перемещаться. Последний проект
во временном выставочном павильоне «Гаража» — «да нет почему позже»
— это загадочная, неземная «живая картина» из ткани, грунта и деревьев,
принявших неожиданные формы и дополненных яркими цветами красок. Инсталляция
создана специально для здания Шигеру Бана с использованием материалов,
визуально связывающих пространство павильона с парком вокруг него.
Фото: Илья Иванов; ©
Музей современного искусства «Гараж», Катарина Гроссе
В конце 1990-х годов Гроссе получила широкую
известность благодаря своим живописным интервенциям, охватывающим большие
неоднородные поверхности офисных зданий, вокзалов, внешние фасады и интерьеры
галерей, музейные залы, дома коллекционеров и даже ее собственную спальню.
Освобождая живопись от ограничений, диктуемых размерами холста, традиционной
техникой нанесения краски с помощью кисти, а также возможностями человеческого
тела, художница использует распылитель, позволяющий окрашивать труднодоступные
участки. Таким образом, основным инструментом переосмысления окружающей
реальности для Гроссе становится не тело, а бестелесный взгляд [gaze],
траектория которого фиксируется с помощью сложных объектно-цветовых систем.
Размах проектов Гроссе настолько велик,
что часто зритель может охватить целое, лишь постепенно перемещаясь
в пространстве и воспринимая фрагменты инсталляции как цепь взаимосвязанных
элементов. Близкие порой к эстетическому вандализму, работы художницы
порождают множество аллюзий, подрывая традиционные жанровые определения.
Архитектура и объекты утрачивают автономию, но при этом не сливаются
в одно целое, а, скорее, образуют новые, гибридные формы. Временами
эти формы мигрируют из проекта в проект, храня память о своем происхождении.
Едва заметное визуальное отличие «кочующих» структур от целого придает
инсталляции дополнительное измерение, создавая ощущение большего нарратива,
обладающего прошлым и будущим, — нарратива, который угадывается зрителем,
но не считывается полностью.
Фото: Илья Иванов; ©
Музей современного искусства «Гараж», Катарина Гроссе
С точки зрения Гроссе, именно эти — зачастую противоречивые и при этом
захватывающие — переживания и создают «картину». Те или иные ее элементы
могут быть в данный момент не видны и не связаны с конкретным местом,
но они объединяются благодаря живописной технике художницы: работа приобретает
дополнительное измерение, создается и существует не только в пространстве,
но и во времени. «По-моему, мы недооцениваем значение того, что не поддается
материализации, — поясняет художница. — Невидимое таит в себе массу
возможностей. Именно поэтому нам необходимо искусство. Отчаянно необходимо».
Катарина Гроссе родилась в 1961 году
во Фрайбурге (Германия). В настоящее время живет и работает в Берлине.
Среди ее последних выставок — «Внутри динамика» (Музей Кунстпаласт,
Дюссельдорф, Германия, 2014); Wizz Eyelashes (Magasin 3, Стокгольм,
Швеция, 2014); «Две молодые женщины входят и выдвигают стол» (Фонд современного
искусства «Де Понт», Тилбург, Нидерланды, 2013); «Третий человек начинает
рыться в ее карманах» (Музей современного искусства Кливленда, штат
Огайо, США, 2012). В 2015 году Гроссе примет участие в 56-й Венецианской
биеннале «Все судьбы мира». Является профессором Дюссельдорфской академии
художеств с 2010 года.
Место проведения:
Временный павильон Музея «Гараж».
Куратор: Снежана
Кръстева.
ПОДРОБНЕЕ
О ВЫСТАВКЕ
|