О ВЫСТАВКЕ
Больше 200 изображений Москвы конца
XIX — начала XX века, сделанных фотографом-любителем Сергеем Челноковым,
составляют своего рода личный «визуальный дневник». Интерес фотографа
к разнообразным проявлениям жизни — от торжеств до бытовых сцен, его
внимание к людям самого различного социального положения, в различных
ситуациях и принадлежащих разным культурам, позволяет нам сегодня сложить
из его работ панорамное видение эпохи.
«Эта выставка рассказывает, с одной
стороны, о том, как конкретный москвич, вооруженный камерой, видел окружающий
его мир. С другой стороны, предлагает нам задуматься об исторической
памяти и той роли,которую играет фотодокумент в ее создании. Это два
взаимосвязанных рассказа — о фотографе и об истории, свидетелем которой
он был». — говорит о выставке Алина Сапрыкина, директор
Музея Москвы.
 |
 |
Учащиеся художественного
училища в столовой.
|
Пожар Малого театра.
2 мая 1914.
Россия, Москва, Театральная площадь
|
Сергей Васильевич Челноков
происходил из семьи потомственных московских купцов, уважаемого в столице
семейства. Его старший брат Михаил Челноков был последним московским
городским головой. И сам Сергей Челноков тоже участвовал в управлении
городом: в 1900-е годы был избран депутатом московской Думы, много времени
уделял благотворительности, развитию транспорта. В 1920-х годах Челноков
покидает страну, но оставляет, видимо, большую часть своей коллекции
фотографий. Ее сохранили наследники — это более 1500 снимков на стекле
в технике «стереопар», а также более двух сотен напечатанных фотографий
и около 70 цветных «автохромов» выполненных между 1908 и 1914 годами.
Коллекция одним визуальным рядом объединяет
площади Москвы и европейских городов, москвичей и лондонцев, Всемирную
выставку 1900 года в Париже и прокладку линии трамвая на Кузнецком мосту.
Крещенские гуляния, ранняя весна на Воробьевых горах, ледоход на Москве-реке,
полевые работы в российской глубинке, оборона Порт-Артура, открытие
памятника Гоголю в Москве, торжества по поводу юбилея Отечественной
войны 1812-го года — все это мы видим на снимках Челнокова в первую
очередь через образы обычных людей, через повседневность, через жанровые
сценки — так же, как мы видим события современности. Важную часть архива
составляют и портреты известных современников Челнокова — общественных,
политических деятелей. Завершающие экспозицию работы демонстрируют эксперименты
фотографа с цветом и стереоэффектами: зарисовки пейзажей с туманом,
города при ночном освещении. После выставки часть архива, посвященная
непосредственно Москве, будет передана наследниками — Фондом сохранения
фотонаследия имени С.В.Челнокова — на постоянное хранение в фонды музея.
 |
 |
Вид с Кремлевской
башни на колокольню «Иван Великий».
Россия, Москва
|
Москва, наводнение,
10-14 (23-27) апреля 1908 г.
|
Даты проведения:
3 сентября — 10 октября 2015 года.
Кураторы:
Ирина Карпачева, Владимир Кузнецов.
Организаторы:
Музей Москвы, Фонд сохранения фотонаследия имени С.В.Челнокова.
|