О ВЫСТАВКЕ
Государственный музей изобразительных
искусств имени А.С. Пушкина представляет первую в России ретроспективную
выставку американского скульптора Александра Колдера (1898 – 1976).
Экспозиция знакомит с полувековой историей творческих поисков выдающегося
автора, чье искусство оказало большое влияние на развитие художественной
мысли XX века. Пионер кинетического искусства, Александр Колдер впервые
сделал скульптуру подвижной и проницаемой.

Black Mobile with Hole, 1954 Artist Copyright:
© 2015 Calder Foundation, New York Collection of Artwork: Calder Foundation,
New York Media: Sheet metal, wire, and paint Dimensions: 88” x 96”.
Фото - ГМИИ им. Пушкина.
На выставке будут показаны 56
произведений мастера, созданные с 1927 по 1976 год. Куратор выставки
- Александр С. Ровер, президент Фонда Колдера, внук художника. «Выставка
Александра Колдера в ГМИИ им. А.С. Пушкина имеет особое значение. Ведь
в 1931 году изобретением «мобиля» Колдер решил проблему, поставленную
в начале XX века русскими конструктивистами: передать движение в его
чистейшей форме» - отмечает Александр С. Ровер.
Экспозицию открывают ранние проволочные
скульптуры, созданные Колдером в Париже, куда он впервые приехал в 1926
году. Используя проволоку для моделирования форм, мастер открывает принципиально
новый пластический язык. Чтобы подчеркнуть отличие своих кинетических
произведений от традиционных скульптур из мрамора, бронзы и глины, Колдер
предпочитает назвать их «объектами». Созданные из проволоки фигуры животных,
цирковых акробатов, портреты знаменитостей и друзей художника подобны
«рисункам в пространстве». Среди знаменитых работ этого периода представленные
на выставке «Хелен Уиллс» (1927), масштабная композиция «Геракл со львом»
(1928) и многофигурная «Арена цирка» (1929). В середине 1930х годов,
пройдя через увлечение живописью Пита Мондриана, Александр Колдер создает
абстрактные скульптурные композиции «мобили», самостоятельно двигающиеся
благодаря потокам воздуха. Одной из первых работ, выполненных в этом
ключе, стал мобиль «Красный, белый, черный и медный» (1934).

Black Mobile with Hole, 1954 Artist Copyright:
© 2015 Calder Foundation, New York Collection of Artwork: Calder Foundation,
New York Media: Sheet metal, wire, and paint Dimensions: 88” x 96”.
Фото - ГМИИ им. Пушкина.
После второй мировой войны, когда новой
культурной столицей становится Нью-Йорк, выставки Александра Колдера
с успехом проходят в США и других странах мира. Конструкции скульптур
в этот период становятся более сложными, художник активно использует
подвижные элементы со сквозными отверстиями. Этот период представлен
на выставке работами: «Красный доминирует» (1947) со светоотражающими
элементами, «Осина» (1948), «Голубое перо» (1948), а также легендарной
работой – «Черный мобиль с отверстием» (1954), впервые показанной в
1964-1965 годах в Музее Гуггенхайма на ретроспективе Колдера.
Последние двадцать лет жизни Колдер
посвятил созданию монументальных «стабилей» - скульптур, формирующих
сегодня облик многих площадей в разных мегаполисах мира. В процессе
работы над этими произведениями Колдер создавал миниатюрный макет, который
в последствии под руководством автора переводился в нужный размер. Оригинальные
макеты монументальных композиций Колдера представлены в отдельном зале,
завершающем экспозицию. Среди них такие известные произведения как «Иерусалим»
(1975) и «Утренняя паутина» (1967).

Макет стабиля «Том» (1974). Фото - Алиса
Бекетова, http://vozduh.afisha.ru/.
Выставка в ГМИИ им. А.С. Пушкина – первая
ретроспектива Александра Колдера в России. Но знакомство российского
зрителя с творчеством этого художника состоялось еще в 1959 году на
Американской национальной выставке, организованной Информационным агентством
США в московском парке Сокольники. Творчество мастера тогда было представлено
двумя произведениями: «Большим черным «московским» мобилем» (1957),
получившим свое название именно по этому случаю, и крупномасштабным
стабилем «Семиногое существо» (1957), находящимся теперь в коллекции
Музея американского искусства Уитни в Нью-Йорке.
Выставка «Александр Колдер. Ретроспектива»
организована ГМИИ им. А.С. Пушкина в тесном сотрудничестве с Фондом
Колдера (Нью-Йорк). В экспозицию вошли 53 произведения из собрания Фонда,
а также скульптуры из частных коллекций и единственная работа Александра
Колдера из фондов ГМИИ им. А.С. Пушкина – гуашь, подаренная автором
русскому пианисту Святославу Рихтеру в 1970 году.

«Красный, белый, черный и медь» (1934).
Фото - Алиса Бекетова, http://vozduh.afisha.ru/
По словам директора ГМИИ им. А.С. Пушкина
Марины Лошак: «Движущиеся абстрактные
композиции Александра Колдера в XXI веке продолжают волновать воображение
людей точно также, как и 80 лет назад, когда они впервые были представлены
публике. Причудливые мобили Александра Колдера стали отражением его
представлений о всеобъемлющих процессах движения во Вселенной, о круговерти
самой жизни. Его тяготение к космическим и биоморфным формам наглядно
проиллюстрировано не только в трехмерных объектах, но и в ряде графических
и живописных работ, представленных на выставке в ГМИИ им. А. С. Пушкина».
Куратор: Александр С. Ровер, Президент
Фонда Колдера
Кураторы-хранители: Александра Данилова, зам. зав. Отдела искусства
стран Европы и Америки XIX – XX веков, Наталья Кортунова, старший научный
сотрудник Отдела искусства стран Европы и Америки XIX – XX веков.
|