О
ВЫСТАВКЕ
"Восточный экспресс"
– это совместный проект Центра МАРС и МГХПА им. С.Г. Строганова, реализованный
при поддержке Чешского центра в Москве.
Выставка исследует современный медиаландшафт,
который является местом встречи Европы и Азии с их различными технологическими
и культурными традициями. В проекте участвуют художники из России и
Центральной Европы, сфера интересов которых связана с высокотехнологичным
искусством. Среди них – первопроходец российского цифрового искусства
Константин Худяков, знаковый чешский медиахудожник Якуб Непраш, основатели
лаборатории Curiosity Media Lab Ян Калнберзин и Евгений Афонин, Recycle
Group, Александр Лециус, Дмитрий и Елена Каварга, Александр Шаляпин,
Алексей Девянин (Pixelord), Тарас Машталир и др.
Recycle Group.
Камни. 2012.
Полиуретановая резина, литье, акрил, подсветка
|
Константин Худяков,
Ян Калнберзин, Евгений Афонин. Глаз ангела, 2014. Интерактивная
интеллектуальная инсталляция.
|
"Экспозиция представляет собой
увлекательное путешествие в страну парадоксов, она подобна легендарному
транссибирскому экспрессу, соединяющему огромный континент, его архаичную
первозданность и новейший техногенный ландшафт", – отмечает куратор
проекта Кирилл Гаврилин.
КЛЮЧЕВЫЕ РАБОТЫ:
"Кириллица и китайские иероглифы
как зашифрованная космогония"
– интерактивная многоуровневая видеоинсталляция Константина Худякова.
Вспыхивающие метафизическим светом иероглифы и причудливые инициалы
из банановой кожуры разрушают границы реальности и иллюзорного пространства,
настоящего и будущего. Художник рассуждает о том, как идея прогресса
стремительно меняет свои ориентиры, уверенно переселяясь с Запада на
Восток Евразии.
"Метрополия" –
звуковая кинетическая видеоскульптура Якуба Непраша. Миф о Древнем Вавилоне
в инсталляции Непраша перевоплощается в современный Шанхай, а библейское
столпотворение – в круговорот индустриального производства и бесконтрольного
потребления, где город подобен машине, или гигантскому механизму по
переработке сырья. Круги в проекции – это и разрушительный вихрь, и
колесо сансары, преобразующиеся на глазах зрителя в гипнотическую мандалу.
Ян Калнберзин, Евгений Афонин. Геном
удачи, 2015.
Интерактивная инсталляция.
"Геном удачи" Яна
Калнберзина и Евгения Афонина – это цифровой генетический тотализатор,
в котором зритель может увидеть эпизод бесконечного процесса эволюции
с помощью естественного отбора, превращенный в азартный аттракцион.
Этот захватывающий дух спектакль напоминает азиатские петушиные бои
или зрелище закрытого бойцовского клуба. Интересно, что в основе развлекательной
по духу работы положено серьезное научное основание: художники использовали
принцип генетических алгоритмов, позволяющий выращивать цифровые организмы
виртуальным путем. Алгоритмы, на основе которых происходит развитие
виртуальных существ, участвующих в забегах, основаны на реальных процессах
эволюции – мутации, скрещивания и селекции. Созданный художниками уникальный
генетический тотализатор превращает новейшую историю Евразии в арену
для состязаний.
"Камни" Recycle –
артефакты современности, которые, возможно, достанутся будущим поколениям.
Эти объекты – часть проекта "Paradise Network", который осмысляет
влияние социальных сетей и виртуальной реальности на формирование повседневного
культурного слоя. Интересно отметить, что первая персональная выставка
знаменитой сегодня группы Recycle (Андрей Блохин, Георгий Кузнецов)
прошла в 2008 году именно в Центре МАРС.
|
|
Константин Худяков.
Кириллица и китайские иероглифы
как зашифрованная космогония, 2015.
Интерактивная многоуровневая видеоинсталляция.
|
Recycle Group.
При участии Вадима Эпштейна и Екатерины Даниловой (визуальное
оформление). Культурный слой. 2010. Полиуретановая резина, литье,
|
"Остаточный мыслепоток 5"–
интерактивный объект Дмитрия и Елены Каварга. Вступая в контакт с объектом
искусства, зритель получает уникальную возможность наладить прямой диалог
с собственным психофизиологическим механизмом. В работе задействован
прибор биологической обратной связи и специально созданная компьютерная
программа. В режиме реального времени, устройство выбирает один из множества
аудиотреков – так объект искусства реагирует на мозговую био-активность
зрителя. Таким образом, художники решают непростую задачу материализации
механизмов сознания человека, его психофизиологических процессов и мозговой
деятельности.
|