О ВЫСТАВКЕ
Музей современного искусства «Гараж»
впервые в Москве представляет персональную выставку японской художницы
Яёй Кусамы. Погружая зрителя в причудливые мультимедийные миры, выставка,
охватывающая Западную галерею Музея, Лекторий и пространство Парка Горького,
даст посетителям возможность пережить уникальный психологический и сенсорный
опыт.
Выставка «Яёй Кусама: теория бесконечности»
включает две инсталляции художницы, принадлежащие к числу наиболее значимых
ее произведений последних лет. Одна из них — «Бесконечная зеркальная
комната — души в миллионах световых лет от нас» (2013) — представляет
собой комнату с зеркальными стенами, наполненную тысячами пульсирующих
огней, которые до бесконечности отражаются в зеркалах, создавая гипнотическое
ощущение космоса у зрителя. Инсталляция «Указатель в бесконечное пространство»
(2015) предлагает публике собраться в комнате, где орнамент в виде белого
горошка на красном фоне покрывает стены и конструкции, образуя необычный
ландшафт, лишающий зрителя привычных пространственных ориентиров.

Эти две инсталляции дополняет слайд-фильм
«Прогулка» (1966) — одно из самых ранних произведений Кусамы. В нем
художница, одетая в традиционное японское кимоно, с зонтиком в руках
ходит по улицам Нью-Йорка. Экспозицию продолжает еженедельно демонстрируемая
в Лектории «Гаража» видеозапись одной из самых известных работ художницы
— перформанса «Самоуничтожение Кусамы» (1967), в ходе которого она покрывала
различные объекты, животных и людей цветным горошком, ставшим ее «фирменным»
стилем. За пределами Музея будет представлен проект «Восхождение точек
на деревья», который Кусама, движимая стремлением выйти во внешний мир,
за границы музейно-галерейного пространства, показывает в общественных
местах по всему миру. Деревья на одной из аллей Парка Горького будут
задрапированы красной тканью в белый горошек.
Одержимость Кусамы этим орнаментальным
мотивом связана с личными переживаниями художницы, которую с детства
преследовали галлюцинации. Иногда ей казалось, что узоры на картинах
выплескиваются за пределы рамы и охватывают саму художницу и все, что
ее окружает, растворяя грань с внешним миром. Позднее она решила использовать
этот перцептивный опыт, трансформирующий границы между реальностью и
иллюзией, фактическим и воображаемым, для создания работ в различных
техниках, включая рисунки, картины, инсталляции, скульптуры, видео и
перформансы.
 |
 |
Яёй Кусама родилась в 1929 году в Мацумото
(Япония). В настоящее время живет и работает в Токио. Широкое признание
ее работы получили в конце 1980-х годов, после серии персональных выставок,
показанных в разных музеях мира. Кусама представляла Японию на 45-й
Венецианской биеннале в 1993 году. В 2011–2012 годах масштабная и пользовавшаяся
огромным успехом ретроспектива Кусамы была показана в Национальном музее
искусств королевы Софии в Мадриде, Центре Жоржа Помпиду в Париже, галерее
Тейт в Лондоне, Музее американского искусства Уитни в Нью-Йорке. В настоящее
время произведения Кусамы демонстрируются в составе двух больших международных
выставок. Одна из них — «Яёй Кусама: сон, который мне приснился», включающая
свыше ста недавних работ художницы, — была впервые показана в Художественном
музее Тэгу (Корея), затем — в Музее современного искусства в Шанхае
и в Художественном центре Сеула. Вторая выставка — «Яёй Кусама: бесконечная
одержимость» — путешествует по музеям Центральной и Южной Америки.
Куратор: Юлия
Аксенова.
ПОДРОБНЕЕ
О ВЫСТАВКЕ
|