О ВЫСТАВКЕ
В МВЦ «Рабочий и Колхозница» будет показана
живопись, графика и скульптура из собрания Ю.М. Носова — более 250 работ.
Выставка приурочена к презентации каталога полного собрания известного
московского коллекционера.
Понятие «авангард» в контексте выставки
трактуется в широком смысле, как это принято в искусствоведении в настоящее
время: практически все представленные художники входят в 3-томник «Энциклопедия
русского авангарда» (В. Ракитин, А. Сарабьянов). Название «Русский авангард:
от рассвета до заката» отражает сложную эволюцию творчества представителей
левого искусства: от зарождения и бурного развития художественных объединений
авангардного толка середины 1910-х — начала 1920-х годов, т.е. «рассвета»,
через постепенное ослабление радикальных, экспериментаторских импульсов
в 30-е годы, до почти полного их угасания к началу 40-х годов, т.е.
«заката».
 |
 |
Роберт Фальк.
Обнаженная, 1915-16гг.
Иллюстрация предоставлена МВО "Манеж"
|
Татьяна Купервассер.
Натюрморт с белой вазой, кон. 20-х гг.
Иллюстрация предоставлена МВО "Манеж"
|
Заданная концепция позволяет показать
произведения художников объединения «Союза молодежи»: Н.И. Альтмана,
П.И. Львова, Н.В. Лермонтовой; «Бубнового валета»: П.П. Кончаловского,
А.В. Куприна, И.И. Машкова, А.В. Лентулова, Р.Р. Фалька, В.В. Рождественского;
Общества художников-станковистов («ОСТ»): К.А. Вялова, Д.П. Штеренберга;
учеников и последователей Малевича: Э.М. Криммера, П.И. Басманова, В.Н.
Прошкина; группы «Маковец»: Н.М. Григорьева, К.К. Зефирова, Л.Ф. Жегина,
В.Н. Чекрыгина, А.В. Шевченко; художников ленинградского объединения
«Круг»: В.М. Белаковской, А.С. Ведерникова, Т.И. Купервассер, А.И. Русакова,
А.Ф. Пахомова, а также В.В. Лебедева, Н.А. Тырсы, М.Б. Казанской; группы
«13»: С.Н. Расторгуева, А.Ф. Софроновой, Б.Ф. Рыбченкова, близкого к
группе М.К. Соколова. Будут представлены и художники среднеазиатского
авангарда: В.Н. Еремян, В.В. Карахан, М.И. Курзин, У.Т. Тансыкбаев,
В.И. Уфимцев. Большой интерес представляют контррельефы и авангардная
живопись П.С. Галаджева и архитектоны школы Малевича.
 |
 |
Уфимцев.
Иллюстрация предоставлена МВО "Манеж".
После прихода к власти в 1917 году большевики поставили искусство на
службу пропаганды и агитации. Многие художники активно включились в
этот процесс, но, столкнувшись с непониманием масс и критическим отношением
власти, стали отказываться от формальных завоеваний, двигаясь в сторону
неоакадемизма, неопередвижничества, «героического реализма», порой вынужденно
снижая художественный уровень своих произведений.
Значительная часть работ была создана
уже после постановления ЦК ВКП (б) 1932 года, ликвидировавшего творческие
объединения, — это позволяет проследить попытки художников встроиться
в задаваемый властью идеологический и художественно-пластический канон
«социалистического реализма». На выставке будут представлены также художники
20–30-х годов: Р.Н. Барто, Н.И. Витинг, В.А. Гринберг, Б.А. Голополосов,
Е. Ф. Ермилова-Платова, Ф.Ф. Платов, которых выдающийся исследователь
этого периода Ольга Ройтенберг назвала «плеядой», чей творческий путь
также оказался деформирован вмешательством власти и политически ангажированной
критики.
Парижская школа будет представлена работами
М.Ф. Андреенко, Д.М. Бушена, Б.Д. Григорьева, Н.С. Гончаровой, Л.В.
Воловика, К.А. Терешковича, С.Н. Фера, С.И. Шаршуна. Сравнение работ
советских художников и их коллег из Франции позволит увидеть сходство
и различия творческих поисков художников на Западе и в СССР. Скульптуры
А.П. Агилева, М.Б. Айзенштадта, Б.Д. Королева, Г.И. Мотовилова дополнят
экспозицию.
Вернисаж выставки 17 июня в 19:00.

Дама в интерьере. Середина 20-х холст,
масло, А. Лентулов. Иллюстрация предоставлена МВО "Манеж".
|