О
МЕРОПРИЯТИИ
В 2015 году Объединение "Выставочные
залы Москвы" вновь принимает участие в Московской биеннале современного
искусства. Благодаря усилиям кураторов Объединения, главная идея Биеннале
– "... сосредоточение на реальном общении и взаимоотношениях людей,
... поиск компромиссов" (Барт де Баре, куратор Биеннале) – особенно
остро звучит в галереях, располагающихся в районах плотной жилой застройки
на периферии города. Современное искусство здесь – среда общения, нового
опыта, развития.
Основанием для масштабного многососотавного
проекта Объединения "Выставочные залы Москвы" стал Меморандум
о сотрудничестве, подписанный директором Объединения Елизаветой Фокиной
и комиссаром Биеннале Иосифом Бакштейном на I Московском Культурном
Форуме в октябре 2014 года.
В программу, предложенную Объединением
"Выставочные залы Москвы", вошли 9 выставок, которые будут
открыты в период с 18 сентября по 22 октября 2015 года в галереях "Богородское",
"Электромузей в Ростокино", ГРАУНД "Ходынка", ГРАУНД
"Песчаная", "На Шаболовке", "Беляево"
и "На Каширке".
18 сентября 2015 года в рамках параллельной
программы Биеннале в галерее "Богородское"состоится
открытие выставки "Естественный обмен. Международный сельский магазин".
Художницы Вапке Феенстра (Голландия) и Антье Шифферс (Германия), участницы
известной группы Myvillages, в течение последних двух лет сотрудничали
с местными жителями в рамках равзивавющегося проекта "Сделано в
Звизжи" (Звизжи – небольшая деревня в Калужской области). Экспозиция
– выставка достижений народно-художественного хозяйства. Переосвоение
жизненного пространства, появление новых художественных ремесел, – все
это отражено в действующей модели международного сельского магазина,
где рядом с удивительными российскими предметами показаны "сельские
продукты" из Ганы, Германии, Голландии, Испании, и Швейцарии.

Увидеть произведения "высокотехнологичного"
искусства можно в "Электромузее в Ростокино",
в рамках специального проекта "Новые коды искусства. Медиа-арт
из Школы Родченко". Эта выставка поднимает актуальные вопросы взаимопонимания
и взаимодействия современной культуры и общества. Молодые художники,
выпускники ведущего мультимедийного образовательного центра, предлагают
зрителям осознать новую ситуацию, задуматься, перефокусировать "привычное
зрение". Все, кто придет в галерею, смогут посмотреть видео с закрытыми
глазами, понаблюдать за симбиозом природы и технологий, узнать, что
чувствует человек, уничтожающий произведение искусства, подключиться
к артистической WiFi сети и понаблюдать, как капуста торгует акциями
на бирже.
Галереи "Беляево"
и "На Каширке" совместно с Государственным
центром современного искусства исследуют тему музыки в проекте "Видеть
звук". "Реальность населена звуками, которые мы привыкли связывать
с визуальными образами, почему же и музыка не может иметь подобного
отображения, понятного всем, вызываемого ассоциативно?" (Виталий
Пацюков, куратор проекта). На выставке "Звуковая петля Мёбиуса"
в галерее "Беляево" раскрывается идея циклического развития
музыки. Пространство экспозиции строится на образах великих представителей
музыкальной культуры – Майлза Дэвиса, Дженис Джоплин, Рави Шанкара и
диалогах музыкальных направлений и акустических форм. Проект "Оптика
звука" в галерее "На Каширке" исследует превращения и
перетекания звуковых и визуальных значений музыки. Обе выставки будут
открыты с 22 сентября 2015 года.
Проект "Видеть звук" продолжается
и в галереях ГРАУНД "Ходынка" и "Песчаная".
22 октября 2015 года там откроются выставки "Визуальные партитуры"
и "Фортепиано In Progress". "Визуальные партитуры"
в ГРАУНД "Ходынка" максимально полно раскрывает музыкальную
визуализацию как инсталляцию визуально-акустического ряда, знакомя зрителя
с нотной грамотой и актуальными стратегиями развития музыкального искусства.
В галерее ГРАУНД "Песчаная" в рамках проекта "Фортепиано
In Progress" художники и музыканты Японии, Латвии, Сингапура, Германии
и многих других стран рассуждают о роли фортепиано, о его символизме,
интуитивно понятном людям любой страны. Фортепиано – центральная фигура
выставки, — облечено во многие формы: от "мебельной" до абсолютно
идейной, нематериальной.
Галереи ГРАУНД приготовили
еще два проекта. Выставка "Я, ты, мы, они / Let’s Get Together"
— открытая дискуссия европейских и русских художников, заинтересованных
в материализации форм русского авангарда. Одна из целей проекта — найти
сходство и разницу в представлениях об общении в российской и шведской
культуре. Проект также ставит под вопрос привычные стереотипы, связанные
с национальностью. Выставка начнет свою работу 19 сентября 2015 года
в галерее ГРАУНД "Песчаная". А 24 сентября в ГРАУНД "Ходынка"
откроется выставка в рамках программы обмена между швейцарскими и российскими
деятелями современного искусства "Петер Эршман. Вера Мартынова.
Экстериоризация".
21 октября в галерее "На
Шаболовке" открывается выставка "Смех
в зале. Карикатуры и искусство в эпоху "оттепели" и в наше
время". Тема авангарда находит свое логическое продолжение
в проекте "Смех в зале. Карикатуры и искусство в эпоху "оттепели"
и в наше время", который откроется 21 октября. Выставка в галерее
"На Шаболовке" посвящена столкновению нескольких подходов
к абстракции и смеху. Подборка карикатур 1950–1970-х годов, как советских,
так и западных, станет контекстным фоном выставки, погружением в контекст
и вариации анти-модернистского юмора. Чтобы сбалансировать нападки отточенных
перьев, в экспозицию вводятся работы, похожие на те выдуманные вещи,
которые вышучивают карикатуристы – картины Льва Кропивницкого, ранние
скульптуры Бориса Орлова. Кроме того, мы покажем образцы постмодернистского
использования карикатуры как материала для искусства (Юрий Альберт,
Константин Звездочетов). Наконец, уже в наши дни возникает новая изо-публицистическая
критика современного искусства слева – в работах Владислава Кручинского
и Виктории Ломаско. Проблематика реализма и абстракции, смеха, всегда
укорененного в социальных и политических обстоятельствах того, кто смеется,
и беспредметности как мечты о бесклассовом обществе и общем для всех
языке, метафорически проявится в работах Ростана Тавасиева, Егора Кошелева,
Валерия Чтака и Александры Паперно.
Более подробно с программой 6-ой Московской
биеннале современного искусства Объединения можно ознакомиться на сайте
Объединения
Выставочные Залы Москвы .
|